Мария Кабанова: «Арендаторам важны гибкость и безопасность»

Руководитель отдела по работе с клиентами Space 1 о том, как пандемия изменила требования к офисам
Андрей Гордеев / Ведомости

Пандемия коронавируса может серьезно изменить традиционно консервативный рынок аренды недвижимости. Еще в прошлом году для корпоративных арендаторов на первом месте в выборе офиса стоял вопрос локации и статуса здания, а сегодня это уже гибкость, которая понимается и как возможность расширения (или оптимизации) офисных площадей, и как адаптивность офиса для поддержки тех бизнес-процессов, которые наиболее актуальны в данный момент.

Пандемия коронавируса COVID-19 разразилась в марте 2020 г. Власти большинства стран стали вводить карантин, Россия – режим самоизоляции, предусматривающий запрет на выход из дома без крайней необходимости. Бизнес перевел своих сотрудников на удаленную работу. По прогнозу консалтинговой компании Cushman & Wakefield, количество свободных офисных площадей во всем мире вырастет с 10,9% в IV квартале 2019 г. до 15,6% во II квартале 2022 г.

Это изменение видения офиса и стремление к оптимизации заставили корпоративных клиентов обратить внимание на flex-формат, где до пандемии были представлены преимущественно только компании среднего бизнеса и динамично развивающиеся малые компании. Такой интерес объясняется просто: в кризисные времена у всех компаний независимо от их размера сокращаются горизонты планирования, в том числе по расходам на офис. В случае классической аренды минимальный срок договора на офис класса А или B+ составляет 3–5 лет и досрочное расторжение, как правило, сопровождается штрафом. Гибкий офис можно арендовать на срок от одного года.

Изменился и портрет нашего типичного арендатора: помимо IT- и телекомотраслей flex-формат пробуют крупные российские и международные компании из таких традиционных сфер, как девелопмент, консалтинг, производство.

Еще один новый тренд у арендаторов – экономия затрат на содержание офиса. Если компания принимает решение переехать из классического в гибкий офис на 3–4 года, то экономия достигает 20%, а на горизонте 18 месяцев – и того больше. Расчет прост: ставка аренды у классического офиса ниже, но дополнительно придется купить мебель, сделать ремонт, платить коммунальные платежи, нести операционные расходы и пр. В гибком офисе все это заботы оператора.

До пандемии одним из основных мотивов выбора гибкого формата офиса для компаний была возможность оперативно расширить рабочее пространство в случае быстрого роста бизнеса. Теперь арендаторам важно иметь возможность при необходимости оптимизировать его.

Как показывает опыт, во время пандемии многие компании часть сотрудников отправили работать из дома, другие выбирают смешанный формат работы (несколько дней дома, несколько – в офисе). По нашей оценке, в общей сложности 20–30% сотрудников не вернутся в офисы или будут приходить туда посменно. Компании, до карантина искавшие офисы на 100 рабочих мест, теперь ищут на 70–80. Из места, где человек работает ежедневно, офис превращается в социальный хаб – место, где люди встречаются, общаются, обмениваются идеями.

Это ведет, в свою очередь, к изменению запроса на внутреннее наполнение офисов. В последнее время мы чаще всего обсуждаем с клиентами разнообразные лаунж-зоны, кофе-поинты, барные стойки и т. д. Офис должен давать разнообразие среды: тихие места для самостоятельной работы, пространства для сотрудничества, зоны отдыха. Предлагая сотруднику разнообразный опыт пребывания в офисе, компания стимулирует креативные процессы, транслирует ценности, пробуждает в людях лояльность и чувство причастности к единому сообществу.

И наконец, запрос на безопасность создает повышенные требования арендаторов к техническому оснащению современного офиса и его приватности. Это одна из причин роста спроса именно в сегменте гибких офисов, а не коворкингов, модель которых не всегда предусматривает изолированные пространства и возможность создания защищенной IT-инфраструктуры. Многие технологии мы начали внедрять в Space 1 еще до пандемии. Например, для доступа в здание и офис все наши арендаторы пользуются мобильным приложением. С его помощью можно распечатать любой документ в принт-зоне. Если необходимо, в приложении можно настроить бронирование столов для зоны хотдеска: сотрудник пришел, отсканировал QR-код стола – и все видят, что место занято. Заявки на офисные услуги наша сервисная служба Help Desk готова принимать дистанционно любым удобным способом: через мобильное приложение, через личный кабинет на сайте, в любом мессенджере. У наших администраторов все запросы собираются в единую базу данных Help Desk, и они могут максимально быстро отреагировать на любую заявку.

По запросам арендаторов мы можем установить устройства со встроенной системой faceID, которая распознает лицо и решает, пустить ли человека в здание. В этом устройстве есть также функции термометрии, и, что сейчас особенно важно, оно умеет определять наличие или отсутствие маски на посетителе.