Александр Обухов: «Проблемы трансформировались в тренды»
Директор по продуктам «Ростелеком-ЦОД» о перспективах облачного рынкаРынок российских облачных решений относительно молодой и весьма конкурентный. Несмотря на уход иностранных компаний и усиление надзора за информационной безопасностью со стороны государства, он растет более чем на 30% в год, на ходу преодолевая сложности и превращая их в свои преимущества.
Рынок взлетает к облакам
По данным аналитиков iKS-Consulting, по итогам 2023 г. российский рынок облачных инфраструктурных сервисов достиг объема 121,4 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2022 г. на 33,9%.
Сейчас происходит концентрация рынка и бурный рост среди крупнейших провайдеров. В 2022–2023 гг. сформировался основной костяк крупнейших игроков IaaS (инфраструктура как сервис, аренда облачных мощностей для запуска собственных решений и IT-инфраструктуры организации. – «Ведомости&») и PaaS (платформа как сервис, аренда уже готовых и настроенных специализированных платформ для различных задач. – «Ведомости&»). В тройку лидеров входят «Ростелеком-ЦОД» (РТК-ЦОД), Cloud.ru и Yandex.Cloud. По выручке топ-3 облачных провайдеров занимают почти 70% от всего рынка PaaS и более 50% рынка IaaS в России. Изменения, происходящие в сегменте SaaS (программа как сервис, аренда уже готовых облачных программ для исполнения конкретных функций. – «Ведомости&»), включают рост спроса на прикладные облачные решения, развитие новых технологий и сервисов. Все это усиливает конкуренцию.
Впрочем, есть и ложка дегтя: клиенты ранее привыкли к высокому уровню сервиса и разнообразию SaaS- и PaaS-услуг, предоставляемых иностранными компаниями. Уровень зрелости отечественных аппаратных и программных решений пока еще является сдерживающим фактором для заказчиков.
Проблемы как драйвер роста
Макроэкономические трудности в какой-то мере сыграли на руку облачным сервисам и подстегнули развитие этого сегмента рынка, трансформировавшись из проблем в тренды.
Первый – импортозамещение. В связи с санкциями и ограничениями на использование иностранных сервисов и программного обеспечения российские компании все больше обращают внимание на отечественные решения. Это стимулирует российский рынок и создание конкурентоспособных продуктов.
Второй тренд – повышение требований к информационной безопасности (ИБ). В связи с увеличением числа кибератак и угроз безопасности данных компании все больше обращают внимание на защиту своих информационных систем. Это приводит к росту спроса на облачные решения, которые обеспечивают высокий уровень безопасности данных без необходимости построения собственной экспертизы в ИБ у заказчика.
Недостаток IТ-специалистов – еще одна проблема, мотивирующая рынок. В связи с быстрым развитием технологий и увеличением спроса на IТ-специалистов на рынке в России наблюдается недостаток квалифицированных кадров. Это создает трудности для компаний, но одновременно побуждает их активно заниматься привлечением, удержанием и обучением квалифицированных сотрудников.
Облачная азбука
AI – artificial intelligence, искусственный интеллект, компьютерные системы, способные выполнять некоторые человеческие функции.
ML – machine learning, машинное обучение, обучение искусственного интеллекта.
MLaaS – машинное обучение как сервис, облачные платформы для машинного обучения.
GPU – мощные графические процессоры, используются как для работы с графикой, так и для машинного обучения.
GPUaaS – графические процессоры как сервис, предоставляет мощности GPU, в частности, для машинного обучения.
DBaaS – облачные базы данных как сервис.
Наконец, внутренний рынок трансформируется из-за проблем с поставками серверного оборудования: в отрасль приходят новые вендоры, преимущественно российские и китайские.
Клиенты хотят сэкономить
Рост спроса на облачные решения во многом связан с тем, что компании все больше осознают их преимущества. При переходе на облака они снижают затраты на IT-инфраструктуру, параллельно повышая гибкость и масштабируемость систем. Кроме того, переход в облачный сервис дает быструю адаптацию к изменяющимся требованиям бизнеса и окружения.
Росту сегмента IaaS дополнительно способствует актуальность оптимизации затрат на IT в условиях экономической неопределенности и высоких ставок по кредитам: компания может перевести затраты на IT из капитальных (CAPEX) в операционные (OPEX), что может принести определенные налоговые выгоды. Также рынок мотивируют не решенные до конца проблемы с поставками серверного оборудования, дефицит IT-кадров, необходимых для эксплуатации инфраструктуры, и рост количества угроз ИБ, с которыми заказчики зачастую не справляются своими силами, что повышает для них привлекательность идеи переложить решение всех этих проблем на облачного провайдера.
Развитие новых технологий и сервисов, таких, например, как различные системы с использованием искусственного интеллекта, также стимулирует спрос: компании стремятся использовать новые возможности для улучшения бизнес-процессов.
У облачных провайдеров достаточно ресурсов центров обработки данных (ЦОД) для удовлетворения запросов всех заказчиков. Между тем в Москве наблюдается тенденция к развитию таких высоконагруженных сервисов, как ML, AI, GPUaaS, DBaaS. Это, в свою очередь, предъявляет новые требования к инженерной инфраструктуре ЦОДов – надо увеличивать их мощность, разрабатывать инновационные способы охлаждения. В большинстве ЦОДов на рынке эти решения пока находятся на стадии разработки.
Помимо собственно облачных сервисов одна из самых востребованных услуг – сolocation: провайдер размещает оборудование клиента в своем ЦОДе, дает доступ к электричеству и каналам связи с высокой пропускной способностью. Самый высокий спрос на стойко-места под услугу сolocation наблюдается в мегаполисах: Новосибирске, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре.
Все, что угодно, как сервис
Среди облачных программных продуктов (SaaS) чаще всего заказывают и используют офисные приложения, коммуникационные инструменты, системы отчетности и онлайн-бухгалтерию. Самый быстрорастущий сегмент – системы взаимодействия с клиентами (CRM).
В сегменте IaaS (инфраструктура как сервис) лидируют виртуальная инфраструктура, защищенные облака для размещения чувствительных данных (например, персональные данные), облака повышенной защищенности для критической информационной инфраструктуры, средства для переноса и резервирования данных, GPUaaS и системы bare metal (серверная платформа без операционной системы, которая позволяет программам клиента получать прямой доступ к аппаратной части. – «Ведомости&»).
Стоит отметить, что в 2023 г. активно рос сегмент MLaaS и все, что связано с машинным обучением. Облачные провайдеры сейчас аккумулируют у себя компетенции в части машинного обучения, нейросетей и всех сопутствующих областей.
Важно отметить, что использование GPUaaS для компаний гораздо выгоднее, чем самостоятельная закупка мощных процессоров, поскольку машинное обучение модели обычно занимает всего 2–3 месяца. Что после этого делать с закупленными GPU, не всегда понятно. Яркий пример – обучение ботов-автоответчиков в банках, государственных организациях и т. п. Обучить ботов требуется только один раз, затем корректировки их работы будут незначительными.
Для сегмента PaaS самыми востребованными решениями стали DBaaS и платформа данных. По нашим ожиданиям, рынок DBaaS будет расти на 20–30% в год.
Бизнес научился доверять
В целом рынок облачных сервисов смог преодолеть сомнения потребителей, которые раньше опасались переводить важные бизнес-процессы и данные со своей собственной IT-инфраструктуры в облака. Подтверждение этому – высокие темпы роста облачного рынка. Компании научились доверять обработку персональных данных облачным провайдерам и не опасаются, что при этом будет нарушен федеральный закон «О защите персональных данных». В 2023 г. активно обсуждались новые требования к ИБ, в частности соблюдение закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры». Этот сегмент облачного рынка только начал формироваться, провайдеры и их клиенты учатся выстраивать границы зон ответственности между собой. Тенденция перехода на российские облачные платформы сохранится и в 2024 г. Развитие облачных сервисов машинного обучения MLaaS для госкомпаний будет способствовать росту данной услуги и в бизнес-сегменте. Сегмент малого бизнеса также не останется в стороне: в нем скорее будут преобладать комплексные сервисы (IaaS + PaaS + SaaS), направленные на решение конкретных бизнес-задач. Например, комплексное решение для работы офиса, юридические консультации, организация удаленных рабочих мест и т. д. &