Андрей Соколов: «Для нас важно стать проводником пациента в его долгой и здоровой жизни»
Президент «Медси» о будущем частной медицины в РоссииПо данным Росстата, в 2023 г. россияне потратили на платные медуслуги 1,36 трлн руб. Структура трат и ландшафт частной медицины в ближайшие годы будут меняться: люди переходят от парадигмы «заболел – лечись» к концепции превентивного поддержания здоровья. А сами медицинские подходы эволюционируют из-за развития технологий и искусственного интеллекта. Президент крупнейшей в России по версии Forbes сети частных клиник «Медси» Андрей Соколов рассказал «Ведомости&» о грядущих изменениях рынка и о том, при каких условиях компания может выйти на IPO.
– Действительно, рынок растет относительно невысокими темпами – по нашей оценке, примерно на 7% в год. Но он растет неравномерно, например, в регионах этот показатель выше, чем в Москве, за счет изначально более низкой базы. Разные игроки рынка тоже наращивают выручку по-разному. Лидеры рынка сильно опережают средние темпы. «Медси», например, растет примерно вдвое быстрее. Поэтому сейчас удобное время для консолидации отрасли и укрепления лидирующих позиций.
С другой стороны, люди все больше настроены на индивидуальный подход, они ценят свое время и не готовы идти на компромиссы во всем, что касается их здоровья и самочувствия. Это как раз то, что может дать частная медицина, поэтому, по нашим прогнозам, рост отрасли продолжится.
– Можно сказать, что острый кризис преодолен. Логистические цепочки по всем отраслям были нарушены, и медицина здесь не исключение, однако уже выстроены новые. С другой стороны, надо понимать, что цикл выстраивания новых цепочек, локализации производства и выхода на рынок новых медизделий и лекарств больше, чем 2–3 года. Поэтому о полной стабилизации отрасли говорить пока рано.
Андрей Соколов, президент ГК «Медси»
В 2001 г. окончил Оренбургский государственный университет, юрист-экономист.
Занимал различные руководящие должности в ТНК-BP, работал финансовым директором розничной сети «Пятерочка» (Х5 Group).
С декабря 2023 г. – президент ГК «Медси».
Источник: «Медси»
Сейчас вообще хорошее время для поиска новых игроков и открытия новых сегментов рынка. На первый план вышли поставщики Китая, Индии и другие производители, которые раньше работали в более стесненных условиях из-за высокой конкуренции. На сегодняшний день мы обладаем всем необходимым спектром оборудования, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, и наш пациент может все это получить.
Если говорить о себестоимости, то изменения в логистике не обязательно приводят к удорожанию медицинских услуг. Все зависит от конкретной медицинской манипуляции и необходимых для нее оборудования и препаратов. Выход на рынок российских аналогов может даже уменьшить стоимость лечения по тому или иному профилю, например, в онкологии появляются отечественные препараты, которые успешно заменяют иностранные, при этом нисколько не уступая им в качестве.
В целом мы, конечно, видим усиливающееся давление с точки зрения затратной части, но пытаемся его скомпенсировать нахождением аналогов, которые дают хороший медицинский практический результат. Благодаря этому удается удерживать рост стоимости среднего чека на минимальном уровне.
– Я считаю, что сейчас наши отношения с государством в достаточной степени сбалансированы, мы в партнерстве. Крайне внимательно относимся ко всем существующим требованиям законодательного характера и поэтому всячески поддерживаем строгое регулирование рынка. Понятно, что периодически производится какая-то донастройка законодательства, это нормальный рабочий процесс. Мы сотрудничаем с профильными министерствами в рамках законодательной базы, подтверждаем высокий уровень оказания медицинской помощи, клиники «Медси» успешно проходят аккредитацию по национальной системе менеджмента качества Росздравнадзора. Главное – чтобы у всех – и частных, и государственных клиник – были единые правила игры: в лицензировании, осуществлении медицинской деятельности, закупке оборудования и т. д. У нас общие отраслевые проблемы и стратегические задачи, поэтому важно действовать сообща, вести равный и конструктивный диалог в масштабах всей страны.
– Безусловно, есть какая-то часть населения, которая не пользуется частной медициной по разным причинам, и это нормально. Ни у кого нет задачи привести 100% пациентов в частные клиники. Тариф ОМС не предполагает коммерческого заработка, поскольку покрывает только затраты на лечение пациента, поэтому для нас это скорее социальная ответственность бизнеса и вклад в общую систему здравоохранения, в безопасность и здоровье граждан. Услуги по ОМС в «Медси» составляют менее 15% от выручки.
– Запросы наших пациентов можно условно разделить на две большие группы. Первая – классическая доказательная конвенциональная медицина (когда у человека что-то заболело и он приходит это лечить). По статистике, наиболее востребовано лечение сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии. А вот по частоте обращений лидируют стоматология и ЛОР-заболевания в осенне-весенний период.
Группа компаний «Медси» (входит в АФК «Система»)
Группа компаний «Медси» – ведущая федеральная сеть частных клиник России, предоставляющая полный спектр медицинских услуг. ГК «Медси» включает 149 клиник по России. В их числе – 66 клиник в Москве и Московской области (клиники первичного приема, клинико-диагностические центры, детские клиники, клинические больницы, лабораторные офисы), 83 клиники в регионах России. В «Медси» работает более 15 000 сотрудников, в числе которых свыше 4900 врачей. Ежегодно более 1,5 млн пациентов посещает клиники «Медси», общее количество обращений превышает 10 млн в год.
В 2023 г. объем консолидированной выручки группы «Медси» вырос до 41,7 млрд руб. – на 15,8% по сравнению с 2022 г. Чистая прибыль составила 1,2 млрд руб.
Источник: «Медси»
Сегодня быть здоровым действительно стало трендом, люди не хотят болеть. Миллениалы – за превентивную медицину, они понимают необходимость регулярных проверок здоровья, того, что называется модным словом «чекап», а по сути – диспансеризацией. А у следующего поколения – Z – потребности еще глубже. Они не просто не хотят болеть – они хотят жить по-другому: быть красивыми, правильно питаться, следить за эмоциональной стабильностью. Отсюда спрос на косметологию, нутрициологию и психотерапию. К слову, нутрициология увеличивает свое влияние не только благодаря запросу на здоровый образ жизни, но и из-за увеличения количества страдающих сахарным диабетом и эндокринными заболеваниями.
Превентивная и персонифицированная медицина становится ярким стратегическим акцентом в медицине. Стали популярны комплексные продукты, которые, с одной стороны, дают более широкий спектр услуг, с другой – выгодны для пациентов с точки зрения цены. Наше кредо как компании – не навязывать пациенту дополнительные услуги, а показать ему все возможности поддержания здоровья, чтобы он выбрал оптимально подходящий ему маршрут.
– Проблема с кадрами есть, и не только в медицине, это глобальный тренд. Около 20–30% медработников ушли из профессии в пандемию COVID-19, эмоционально выгорели в то тяжелое время, часть медперсонала уехала работать в другие страны. Сейчас дефицит наблюдается как в государственных, так и в частных клиниках. По сути, мы боремся с ними за одного врача, который может работать как в бюджетной системе, так и в частной.
У нас, как у частной медицины, более высокие требования, мы позволяем себе выбирать только лучших. Вместе с этим предоставляем гибкие условия труда, возможность карьерного роста и конкурентоспособную зарплату. Дальше каждый специалист выбирает для себя сам.
Сейчас не хватает не только врачей, но и среднего медперсонала, и эта проблема будет нарастать. Мы открыли Медицинский колледж «Медси», растим собственные кадры практически со школьной скамьи. В первый год отучили уже 70 человек, цель на следующий – 300 специалистов. Мы не настаиваем на дальнейшем трудоустройстве у нас, но показываем все возможности, которые есть в нашей компании. Это, знаете, такая правильная популяризация профессии медика, заряжаем молодое поколение ощущением важности и гуманности профессии врача. Мы не сидим сложа руки и не смотрим, как кадровый голод усиливается, а активно взаимодействуем с ведущими медицинскими вузами страны, помогаем медикам в получении постдипломного образования и повышении квалификации, позволяем врачам совершенствовать их знания и навыки. Это важная часть в позиционировании нас как HR-бренда.
– Глобальный рынок телемедицины растет стремительно. Мы в это направление верим и считаем его одним из магистральных трендов будущего здравоохранения. Активно развиваем и свою клиентскую платформу SmartMed, в том числе в направлении телемедицины. В России есть законодательное ограничение: проводить первый прием и ставить диагноз дистанционно нельзя (ст. 36.2 ФЗ-232. – «Ведомости&»). Это серьезный ограничивающий фактор. Мы проводим телемедицинские консультации и видим, что запрос на них растет. Наши врачи уже умеют работать в этой области, в хорошем смысле набивают руку. Со временем все меняется, если ограничения будут ослаблены или сняты, мы будем к этому готовы.
– ИИ – это следующий этап развития технологии, в том числе в медицине. ИИ – хороший помощник врача, дополнительные руки, которые позволяют сделать рутинную работу, оградить от ошибок и подсветить риски. Более того, медицина считается одной из благодатнейших сфер, где ИИ дает очень хороший коэффициент возврата на вложенные инвестиции.
Мы активно используем ИИ в распознавании и анализе медицинских изображений, расшифровке текстов, истории болезни. Последнее – очень важное направление, потому что ИИ помогает врачу поставить точный диагноз и выстроить корректный курс лечения пациента. К тому же большой объем работы – заполнение карт, передачу информации – можно переложить на плечи ИИ, высвободив это время для общения с пациентом, повысив качество лечения.
С другой стороны, каждый человек уникален, а ИИ все еще находится на стадии обучения, поэтому он выступает только помощником. Врача ИИ заменить пока не может – слишком высока цена ошибки.
– «Медси» – за доказательную медицину. Мы не экспериментируем, потому что работаем в рамках действующего законодательства и используем только лицензированное, одобренное и разрешенное к использованию оборудование. В этом смысле мы компания, которая использует запатентованные технологические наработки.
При этом мы высокотехнологичная и развивающаяся компания, мы изучаем все стартапы на рынке, ищем инструменты, позволяющие «управлять заболеваниями». При этом «Медси» очень социально ориентированный бизнес, поэтому мы делаем большой упор на разработки в лечении и оказании полного цикла помощи при онкологических, сердечно-сосудистых заболеваниях.
Активно развиваем и применяем роботическую хирургию (операции с использованием роботов Da Vinci и Versuis), что дает нашим пациентам возможность быстро возвращаться к привычной жизни. Мы инвестируем в качественное оборудование и в профессионализм врачей, развиваем профильные центры компетенций, проекты быстрой постановки диагноза (к примеру, полный маммологический скрининг в наших клиниках женщины могут пройти всего за 1 час).
Отдельный тренд – антиэйдж (антивозрастная) медицина, которая тесно связана с превентивной. Здесь мы находимся в авангарде, потому что сформированного рынка антивозрастной медицины в России пока нет.
Мы сформировали новое предназначение нашей компании – для нас важно быть проводником пациента в его долгой, здоровой и полноценной жизни.
– Я действительно недавно перешел в медицинскую сферу и очень признателен за предоставленную возможность. Сегодня «Медси» – это сплоченный коллектив с ДНК победителей. Много лет команда доказывала свое лидерство, проделала колоссальную работу и достигла всех целей своей стратегии. Моя задача – перезагрузить саму стратегию и сделать следующий шаг.
С точки зрения бизнеса мы уже стали самой популярной сетью клиник в Москве, самой крупной федеральной компанией частного здравоохранения в России, теперь нам хочется большего: я считаю, что мы должны стать игроком межнационального масштаба, потому что видим перспективы не только на территории России, но и за ее пределами.
С концептуальной точки зрения наша глобальная амбиция состоит в том, чтобы стать не просто большим игроком в сфере доказательной медицины, а партнером человека для обеспечения долгой и здоровой жизни. Поэтому превентивная медицина – наш стратегический выбор.
Мы хотим превратить «Медси» в проводника к здоровью, создать такую экосистему для пациента, где будет все: быстрая постановка диагноза и качественное лечение, технологии и инновации, скорость, высокий сервис, доброжелательность и внимание. Мы хотим, чтобы люди шли к врачу не тогда, когда болит, а чтобы стать еще более здоровыми.
– Да, мы рассматриваем такую возможность, но задач выйти на IPO в определенный срок нет. Наша задача – соотнести потребность в проведении IPO и конъюнктуру рынка, для того чтобы сделать это максимально эффективно. Основных признаков удачной конъюнктуры обычно два. Во-первых, это потребность в дополнительном финансировании. Сегодня мы крайне бережно и эффективно относимся к затратам, будь то OPEX (операционные затраты) или CAPEX (капитальные затраты). Мы аккуратно относимся к сделкам и в целом эффективно управляем своим денежным потоком. Очевидно, что мы будем наращивать темпы развития, для этого потребуются дополнительные средства. IPO в этом плане логичный инструмент.
Второй признак – состояние рынка. Момент должен быть благоприятным. У нас есть история, известный бренд, опережающие темпы роста. В подходящий момент все это станет хорошим сигналом для инвесторов.