Никита Гусаков: «Мы фокусируемся на комплексной поддержке экспорта»

Старший вице-президент РЭЦ о новых возможностях экспортеров
Пресс-служба РЭЦ

Российский экспорт ищет новые пути развития – от азиатских рынков до креативных индустрий. Старший вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ; входит в Группу ВЭБ.РФ) Никита Гусаков в интервью «Ведомости&» рассказал, какие направления наиболее востребованы и как российские кинематограф и художники укрепляют репутацию страны.

– Проекты по поддержке несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) – один из приоритетов правительства РФ и Группы ВЭБ.РФ до 2030 г. Какие новые инструменты поддержки экспортеров появились в этом году и какие планируется внедрить до конца 2025 г.?

– Согласно планам, к 2030 г. объем поддержанного государством экспорта может достичь 13,3 трлн руб., а доля опорных стран в ННЭ – 85%. Уже запущен ряд инициатив, которые вызывают особый интерес у российского бизнеса. Это совместная с Минпромторгом специальная программа государственной поддержки доставки грузов по международным транспортным коридорам в Африку и Латинскую Америку. Активно развивается программа «Сделано в России», которая включает комплекс инструментов продвижения – от бизнес-миссий и выставок до прямых продаж через национальные павильоны агропромышленного комплекса (АПК) и розничные сети. Программа национальных павильонов продукции АПК переводится в формат государственно-частного партнерства для усиления присутствия российской продукции в розничных сетях и на маркетплейсах. Так, в Китае до конца 2025 г. планируется открыть не менее 300 магазинов или фирменных секций под брендом «Сделано в России».

– Какова стоимость поддержанных проектов в 2024 г.?

– В денежном выражении объем внешнеторговых сделок, обеспеченных инструментами прямой поддержки РЭЦ, достиг 1,66 трлн руб. Это на 16% превышает результат 2023 г. Поддержку получило 24 600 организаций.

В рамках структуры РЭЦ мы обеспечили финансирование через Росэксимбанк на развитие экспортных и импортных проектов на сумму 256,6 млрд руб. (на 30% превышает показатель 2023 г.). Объем страхования, предоставленного ЭКСАР, превысил в 2024 г. 551 млрд руб., увеличившись на 5% по сравнению с предыдущим периодом.

– Какие инструменты поддержки в 2024 г. стали самыми популярными у экспортеров?

– Экспортеры активнее всего использовали инструменты, которые помогают не просто выйти на зарубежные рынки, но и закрепиться на них. Рост экспорта требует значительного увеличения как количества, так и качества деловых связей с зарубежными покупателями. Для этих целей мы расширяем сеть зарубежных представительств и офисов, открывая их в приоритетных для экспорта странах. Международная сеть РЭЦ сегодня охватывает 17 стран ближнего и дальнего зарубежья: Армению, Азербайджан, Белоруссию, Вьетнам, Египет, Индию, Индонезию, Иран, Казахстан, Киргизию, Китай, Саудовскую Аравию, Таджикистан, Таиланд, Турцию, ОАЭ и Узбекистан. В этом году официально открылись представительства в Джакарте (Индонезия) и Бангкоке (Таиланд). В настоящее время готовимся открыть офисы в ОАЭ, Саудовской Аравии и Египте. В планах также открытие представительства в Бразилии, которое позволит российским компаниям расширить свое присутствие на рынке Латинской Америки.

Никита Гусаков, старший вице-президент РЭЦ

В 2003 г. окончил Финансовую академию при правительстве Российской Федерации, специальность – «мировая экономика».
2003–2006 гг. – вице-президент по работе на долговом рынке капитала ОАО «Альфа-банк».
2006–2011 гг. – директор, руководитель отдела по организации выпуска рублевых облигаций ЗАО «Коммерческий банк «Ситибанк».
2011–2015 гг. – управляющий директор по международным рынкам долгового капитала ЗАО «ВТБ капитал».
2015–2016 гг. – управляющий директор по клиентской работе и андеррайтингу АО «ЭКСАР» Группы РЭЦ.
2016 г. – сентябрь 2018 г. – член правления – управляющий директор по клиентской работе АО «ЭКСАР» Группы РЭЦ.
Сентябрь 2018 г. – настоящее время – старший вице-президент РЭЦ, генеральный директор АО «ЭКСАР».

Зарубежные представители РЭЦ глубоко погружены в рынки своих стран, поддерживают российский бизнес на каждом этапе выхода на рынок, включая поиск перспективных рыночных ниш, налаживание сотрудничества между местным бизнесом и российскими компаниями, а также сопровождение экспортных сделок на всех этапах их реализации. С начала года благодаря этим механизмам уже заключены контракты на поставку в ОАЭ продукции лесопромышленного комплекса на 1,3 млрд руб.

Еще один пример – рынок Турции, где благодаря нашему представительству в 2021 г. был успешно представлен российский квас, который с тех пор пользуется постоянным и устойчивым спросом. Из-за того что Турция окружена морями и на рынке широко представлена свежая рыба, ввозная пошлина на ряд морепродуктов может достигать 80%. При этом культура потребления переработанной рыбной продукции здесь только развивается, и дистрибуторы активно заказывают российскую икру и морепродукты.

Освоение новых рынков требует дополнительного финансирования и закрытия рисков. Как следствие, растет спрос на страхование и кредитно-гарантийные услуги. Наши финансовые инструменты делятся на продукты для крупного бизнеса и коробочные решения для малых и средних предприятий (МСП). На сегодня самыми актуальными и востребованными для них являются страхование отсрочки платежа и гарантия в пользу налоговых органов. По количеству доля МСП среди получателей финансовой поддержки доходит до 62% и стабильно ежегодно растет.

Следует в целом отметить интерес МСП к возможностям выхода на экспорт и, как следствие, к образовательным программам. В большей степени прямая нефинансовая поддержка ориентирована на некрупные компании: в 2024 г. доля компаний МСП, получивших нефинансовые услуги Группы РЭЦ, составила по количеству 90%.

Все больше экспортеров вступает в программу продвижения бренда «Сделано в России» и пользуется цифровыми сервисами платформы «Мой экспорт» (18+). Мы фокусируемся не только на финансовых механизмах, но и на комплексной поддержке, включая выход на новые рынки через инфраструктурные и логистические проекты.

– Как сегодня развивается продуктовый портфель ЭКСАР?

– Страховая поддержка с каждым годом становится все более востребованной, в 2024 г. рост год к году составил 20% по количеству заключенных договоров страхования. Традиционно самый востребованный продукт среди экспортеров – это страхование дебиторской задолженности. Объем поддержанных внешнеторговых сделок в рамках этого продукта в 2024 г. составил 953 млрд руб.

В прошлом году мы ввели страхование импортных гарантий, а в этом году в дополнение к имеющемуся продукту по страхованию подтвержденных аккредитивов пополнили линейку продуктов новым решением по страхованию неподтвержденных аккредитивов для банков и финансовых институтов (аккредитив – обязательство банка при определенных условиях оплатить продавцу поставку, может быть дополнительно подтвержден другим банком. – «Ведомости&»).

– Чем хороши аккредитивы и какие успешные примеры их страхования из портфеля можете привести?

– Аккредитивы – это надежный способ расчетов в международной торговле. Они защищают экспортеров, особенно в условиях экономической нестабильности.

У нас действует договор комплексного страхования подтвержденных аккредитивов, заключенный с крупным российским банком, в рамках которого ежегодный потенциальный объем поддержанного экспорта может достигнуть 10–15 млрд руб. Цель продукта – стимулировать поставки российской продукции на зарубежные рынки, укрепляя конкурентные позиции отечественных экспортеров, а также минимизировать риски финансирующих банков. Его действие распространяется на поставки в Узбекистан, Турцию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Индию и Египет.

В рамках этого комплексного договора в 2022–2024 гг. было предоставлено страховое покрытие в отношении 34 аккредитивов на общую сумму свыше 10 млрд руб., по которым уже осуществлен экспорт металлопродукции, трубной продукции, продукции АПК и химической промышленности.

– ЭКСАР страхует не только экспортеров, верно?

 – Да, мы страхуем также импортеров в части поставки критически важных товаров. В нашей линейке представлены решения как для банков (страхование кредитов импортерам и гарантии по импортным контрактам), так и для корпоративного бизнеса – страхование авансов. Эти решения актуальны для различных отраслей, но наиболее востребованной такая поддержка оказалась для машиностроения и фармацевтической отрасли: в портфеле поддержки импорта их доли составляют 41 и 29% соответственно. С помощью наших продуктов машиностроительные компании смогли заключить сделки на общую сумму 27,5 млрд руб., а фармацевтические – на 19,8 млрд руб.

Приведу пример из практики Группы РЭЦ: Росэксимбанк профинансировал импорт критического оборудования для одной из крупнейших металлургических компаний России на сумму 2,5 млрд руб., а также для крупного производителя трубопроводной арматуры на 350 млн руб. Все эти операции были обеспечены страховым покрытием ЭКСАР.

Еще один пример – в Калининградской области началось строительство гигафабрики по производству литий-ионных аккумуляторных батарей. Ввод предприятия в эксплуатацию запланирован на этот год. Технологическим партнером проекта выступила южнокорейская компания, которая обеспечила поставки необходимого оборудования. Для поддержки проекта ЭКСАР обеспечил страхование авансовых платежей по двум сделкам в рамках импортного контракта с поставщиком, что позволило успешно реализовать проект. Общий объем застрахованных платежей превысил 2 млрд руб.

– Какие направления сейчас можно считать самыми востребованными как по отраслям экспорта, так и по географии поставок?

– В дружественных странах, доля которых в структуре ННЭ за последние четыре года выросла на 25% и достигла 85%, наблюдается стабильный рост спроса на продукцию российской фармацевтической отрасли, легкой промышленности, мясного и молочного секторов, пищевой и перерабатывающей промышленности, масложирового комплекса, а также химической промышленности.

Российский экспортный центр

АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) – государственный институт поддержки несырьевого экспорта (входит в Группу ВЭБ.РФ), консолидирующий компании, предоставляющие поддержку российским экспортерам. В Группу РЭЦ интегрированы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭКСАР»), АО «Росэксимбанк» и АНО «Школа экспорта».

Что касается основных направлений экспорта, то в прошлом году на Китай, Белоруссию и Казахстан пришлось 40% несырьевого экспорта, что является историческим максимумом. Совокупный рост поставок в эти страны в 2024 г. составил 8% по сравнению с 2023 г.

В число наших ключевых партнеров также вошли Турция, Индия, Египет, Узбекистан и Бразилия. Особенно выделяется Индия: объем ННЭ в эту страну из России вырос за тот же период на 29% благодаря увеличению экспорта масложировой продукции, машиностроительных товаров и продукции лесопромышленного комплекса.

– В начале года в Китае при поддержке РЭЦ прошла выставка цифровых художников. Какие еще варианты «креативного экспорта» сейчас актуальны?

– Экспорт креативных индустрий следует рассматривать не только как инструмент популяризации национальных культур за пределами своих границ, но и как возможность для увеличения темпов роста креативной экономики, привлечения инвестиций в отрасли и повышения конкурентоспособности на внешних рынках. Мы выделили экспортно ориентированные направления, включая кино, сериалы, анимацию, видеоигры и моду. Были проведены глубинные интервью с представителями индустрий для определения экспортного потенциала. Оказалось, что индустрия моды может к 2030 г. нарастить экспорт более чем в 2 раза, а российский видеоконтент в случае привлечения инвестиций и развития каналов дистрибуции – в 4 раза.

Успешные примеры экспорта российских креативных индустрий можно привести из каждой отрасли. Российская киноиндустрия всегда была востребована за рубежом, и даже в годы Великой Отечественной войны внешняя торговля продвигала не только материальные ресурсы, но и нашу культуру. В 1945 г. экспорт советских кинофильмов составил около 2% от общего объема экспортных поставок!

За рубежом активно покупают форматы наших фильмов: уже сняты мексиканское «Горько!»* и турецкий «Холоп»*, а также «Папины дочки»* в Германии. Действие «Иронии судьбы»*, уже снятой в 2022 г. в Голливуде, переместилось в Болливуд (индийская кинопромышленность. – «Ведомости&»). А в Китае вышел ряд ремейков советских и российских проектов: «А зори здесь тихие»*, «Елки»* и «Как закалялась сталь»*.

Наши IT-решения успешно конкурируют за рубежом – «Яндекс» уже покорил Ближний Восток: международное подразделение «Яндекса» Yango запустило на Ближнем Востоке развлекательный сервис Yango Play (18+). Он объединяет в одном приложении видеостриминг, музыку и мини-игры. Но и это еще не все: в регионе появилась «сестра» «Алисы» по имени «Ясмина», которая говорит на арабском языке, а в Дубае действует привычный нам сервис такси.

– Один из вариантов заявить о себе для российского экспортера – участие в программе «Сделано в России». Рекламируется ли бренд в других странах и каким образом?

– Кампания по его популяризации широко освещается в международных СМИ, включая китайские. Медиастратегия не ограничивается Китаем: о «Сделано в России» и его инициативах пишут в таких странах, как ОАЭ, Турция, Египет, а также в Юго-Восточной Азии – во Вьетнаме, Индонезии и Таиланде.

Особое внимание уделяется сотрудничеству с блогерами. В Китае, например, огромной популярностью пользуются стримы, где инфлюенсеры рассказывают о различных товарах. В мае в московском парке «Зарядье» состоялась первая Международная ярмарка онлайн-продаж российских брендов «Сделано в России». В ней приняла участие топовая китайская блогерша Дань Дань, аудитория которой превышает 100 млн подписчиков. В прямом эфире она представила зрителям более 100 российских товаров, включая шоколад, вафли, морепродукты, крупы, мед, муку, джемы, березовый сок, цикорий, маринованные огурцы и пр. Интеграция с ней обеспечила экспортерам продажи на 11 млн руб. всего за 10 секунд.

* «Горько!», «Холоп», «Папины дочки», «Ирония судьбы», «А зори здесь тихие», «Елки», «Как закалялась сталь» – 18+.