Руслан Вестеровский: «В финансах тоже должен быть навигатор»

Старший вице-президент Сбербанка о настоящем и будущем в управлении активами
Алексей Орлов / Ведомости

Искусственный интеллект (ИИ) перестал быть экзотической опцией и превратился в незаменимого помощника инвесторов. В интервью «Ведомости&» старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» ПАО «Сбербанк» Руслан Вестеровский рассказал о том, как ИИ помогает инвесторам каждый день, сколько времени занимает оформление налоговых вычетов и почему инвестиции для подростков становятся модным трендом.

Управление финансами с помощью ИИ

– Если говорить об итогах 2025 г. в сфере управления благосостоянием, какие технологические изменения сильнее всего повлияли на ежедневную жизнь клиентов? Можно ли сказать, что ИИ стал ключевым фактором, который позволил людям проще управлять финансами?

– 2025-й действительно стал годом технологий, которые заметно упростили ежедневное управление финансами. ИИ стал тем инструментом, который избавил людей от рутины и перевел многие финансовые решения в предсказуемый и осознанный формат. Причем спектр этих решений весьма широк: от контроля самых обычных расходов до инвестиций в широком смысле этого слова.

К примеру, для повседневных задач появился помощник по расходам, работающий на базе нейросети GigaChat. По сути, это персональный финансовый аналитик, который объясняет структуру трат, формирует недельные и ежемесячные дайджесты, сравнивает финансовое поведение с другими клиентами, ориентируясь на концепцию People like me (люди, похожие на меня). Такие сравнения дают возможности для более точных персональных рекомендаций и советов по экономии.

Руслан Вестеровский, старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка

Окончил социально-психологический факультет Бурятского государственного университета. Имеет степень МВА Академии народного хозяйства при правительстве РФ и Академии экономики и управления AFW (Германия), а также международную квалификацию Британского института директоров (Diploma in Company Direction, IoD).

В марте  2023 г. назначен руководителем блока «Управление благосостоянием» в статусе старшего вице-президента Сбербанка.

До прихода в Сбер занимал должность заместителя председателя Центрального банка РФ, входил в состав совета директоров ЦБ.

Схожие цифровые изменения произошли еще в одной важной сфере – налоговой. Традиционно получение налогового вычета ассоциируют со сложным процессом и заполнением множества документов. Налоговый помощник (18+) ломает эту парадигму. Вычет оформится автоматически, если компания, услугами которой воспользовался человек, подключена к платформе социальных налоговых вычетов, которую «Сбер» запустил при поддержке ФНС в этом сентябре. Пользователю останется только дать согласие на получение его в один клик. Если компании еще нет на платформе, цифровой помощник подскажет, как оформить вычет самому.

– А вы сами такими помощниками пользуетесь?

– Да, вот буквально на днях получил два вычета. Один – за ПДС (программа долгосрочных сбережений. – «Ведомости&»), второй – за льготу по инвестициям. Деньги упали на счет через неделю после подачи заявления. Я тоже не любитель собирать огромное количество документов. А тут это дело заняло у меня буквально полминуты.

– В инвестировании тоже появились цифровые нововведения?

– Да, конечно. Когда все базовые потребности в виде регулярных платежей, транзакций и налогов закрыты, появляется пространство для долгосрочного планирования. В этом плане показателен запуск персонального трека управления капиталом. Это такая вишенка на торте в сегменте цифровых новинок управления финансами.

Он помогает определить риски клиента, формирует его индивидуальный портфель и корректирует его, если рынок меняется. Он автоматически отслеживает изменения ключевой ставки, курсов валют, индекс ПАО «Московская биржа», накопленную инфляцию, движения на рынке акций и облигаций, анализирует инвестиционный портфель относительно бенчмарков. Это позволяет сделать грамотную и своевременную ребалансировку портфеля. Грубо говоря, такой цифровой помощник будет формировать интерактивный отчет по состоянию рынка и в зависимости от стиля инвестирования предлагать: «Если вы сейчас вот так ребалансируетесь, то увеличите доходность на 2%, а если иначе, то на 1,5%».

Еще один полезный ориентир для современного инвестора – модель на основе ИИ, которая определяет тональность заявлений Банка России. Ее разработали наши коллеги из АО УК «Первая». По сути, это опережающий индикатор будущей денежно-кредитной политики, который, исходя из риторики регулятора, предполагает, какими могут быть дальнейшие действия регулятора в рамках денежно-кредитной политики.

Все эти цифровые инструменты вместе дают инвестору чувство уверенности и относительной предсказуемости в мире с переизбытком информации и новостей.

– ИИ, безусловно, помогает в рутинных вещах. Но есть ли какой-то инструмент защиты в случае его ошибочных советов?

– Советы советами, но окончательное решение все равно инвестор должен принять сам. На данном этапе развития цифровые помощники – источники информации. И чтобы они были 100%-но достоверными, их надо постоянно обучать и валидировать. Возьмем хотя бы нашего цифрового налогового консультанта. Главное, в чем он должен разбираться досконально, – Налоговый кодекс, поэтому его научили постоянно изучать все изменения в НК.

– Какими будут сервисы цифровых помощников через пару лет? Действительно ли они смогут взять на себя полный цикл сделок?

– В принципе, это возможно. Человек сам сможет выбирать, до какой суммы рулить финансами может цифровой помощник, а после – подтверждать транзакции или инвестиции лично. Например, поставить лимит такого доверия в 10 000 руб.

Я вообще считаю, что цифровые помощники станут частью нашего повседневного быта. Помните, еще лет 15 назад мы пользовались дорожными картами. Потом в нашу жизнь прочно вошли навигаторы, которые раньше просто указывали путь, а теперь подсказывают оптимальный маршрут в объезд пробок и грунтовок.

В финансах тоже должен быть такой навигатор, помогающий достичь цели, поставленной человеком. Он должен подсказывать, куда мы движемся, какие возможны развилки, стоит ли ехать знакомой дорогой или попробовать новый путь.

Думаю, в будущем помощники станут проактивнее. Сейчас они находятся больше в фоновом режиме, человек обращается к ним в формате диалога. Уже года через два помощник сам сможет предупреждать о чем-то заранее, подсказывать, где заметно выросли расходы или подсвечивать красным потенциально опасные финансовые операции или импульсивные покупки. Горизонты планирования и прогнозов от цифровых помощников тоже увеличатся. Видим большой потенциал ИИ в рамках обучения, развития инвестора и, конечно, сервисного обслуживания.

– А хватит ли у людей доверия к таким цифровым инструментам, тем более когда дело касается финансов?

– Доверие – это путь, его нужно заслужить. В целом с каждым годом доверия все больше и больше. Если изначально любая технология была в новинку, то сейчас мало кто совсем не пользуется теми или иными инструментами ИИ.

Но при этом надо понимать, что доверие не только долго формируется, но и быстро рушится. Поэтому важно, чтобы качество нашей модели и агентов было максимальным при минимуме ошибок.

– В страховании технологии тоже меняют клиентский опыт. Как новые цифровые решения изменили отрасль в 2025 г. и благодаря чему?

– Главное, что привнес ИИ, – скорость. В кредитном и ипотечном страховании жизни время урегулирования сократилось до 5 минут. За это время ИИ-агент анализирует документы и автоматически принимает решение о выплате. Это практически новый стандарт индустрии. Аналогично и в non-life страховании (все кроме страхования жизни. – «Ведомости&»). Например, компенсации при травмах мы выплачиваем в течение 5 минут, сейчас доля таких быстрых выплат составляет 30%, и она будет постепенно расти. Аналогичный формат тестируется и для более сложных ситуаций: первые выплаты за 5 минут получили и те, кто столкнулся с инцидентами в квартире. В будущем все риски будут урегулироваться столь же оперативно.

В продуктах для путешественников процесс уже полностью проактивный: при задержке рейса происходит практически мгновенная выплата по страховке, как только становится известно финальное время вылета. Не нужно даже инициировать обращение.

В страховании важно переходить к бесшовному взаимодействию, и в этом плане 2026 год будет революционным. Цифровые инструменты помогут избавиться от физических посредников, которые получают большие комиссии и не создают никакой добавленной стоимости.

Инвестиции в режиме турбулентности

– Если перейти от технологий к самим рынкам, какими были основные тенденции на фондовом рынке в этом году? Во что вкладывались инвесторы и какие активы вызвали у них наибольший интерес?

– Мы находимся в интересном периоде – когда уровень ключевой ставки один из самых высоких в нашей истории. Поэтому основной тренд – фиксация доходности. Можно назвать текущий период «временем облигаций»: более 80% покупок приходится на них.

На долговом рынке после коррекции повысился интерес к открытым и биржевым паевым фондам облигаций. За 11 месяцев клиенты вложили в такие фонды порядка 1,1 трлн руб. Это очень хорошая цифра.

Интерес к акциям сохраняется, но его пока сложно назвать существенным. Доля акций в объеме нетто-покупок наших клиентов в этом году в среднем около 12%. Условное «время акций», вероятно, наступит к середине следующего года, когда этот инструмент будет более интересен клиентам на фоне снижающейся ставки.

– Российские инвесторы отмечали снижение возможностей после ограничения международных рынков. На этом фоне удалось ли в 2025 г. расширить линейку инструментов и закрыть часть этих потребностей за счет российских решений и инфраструктуры?

– Да, это направление активно развивается. Приведу пример: в начале декабря делегация «Сбера» посетила Индию, где мы представили продукт, созданный вместе с УК «Первая» для доступа к фондовому рынку этой страны. «Сбер» предлагает своим клиентам инвестировать в фонд, доходность которого привязана к динамике индекса Nifty 50 (флагманский индекс индийской национальной биржи NSE, отражающий 50 крупнейших компаний Индии. – «Ведомости&»). При этом формат продукта позволяет оградить клиентов от инфраструктурных сложностей: нет необходимости в международных расчетах, конверсии валют и других операциях. Фонд предназначен для квалифицированных инвесторов.

Сегодня запрос на диверсификацию портфеля, в том числе валютную, высок. Наше решение дает такую возможность. Доходность фонда определяется двумя ключевыми драйверами: динамикой самого индекса и курсовой разницей между рублем и индийской рупией. Это позволяет инвесторам делать осознанный выбор в рамках своих стратегий*.

Еще из новшеств – ПИФ с налоговыми льготами с романтическим названием «Левитан». Фонд дает возможность получать налоговые льготы, как в ИИС-3. Также инвесторам в качестве диверсификации портфеля могут быть интересны свежие проекты – фонды «Современный 10» и «Современная коллекция». Еще один наш партнер – управляющая компания «Современные фонды недвижимости» предлагает вложения в объекты очень востребованной сейчас у маркетплейсов складской недвижимости, а также в объекты офисной недвижимости. Доходность по этим инструментам на долгий срок может составить более 14% годовых, а с учетом изменений динамика может быть и лучше*.

– Совместное исследование «Сбера» и УК «Первая» показало, что 48% россиян готовы инвестировать не только на 2–3 года, но и на гораздо более длительный срок. Насколько за этот год действительно поменялось отношение людей к долгосрочным вложениям?

– В отношении россиян к длительному горизонту инвестирования действительно произошел сдвиг. Еще недавно приемлемый для большинства срок не превышал 2–3 лет. Сейчас таким горизонтом оперируют только четверть опрошенных.

Все больше участников исследования рассматривают более длинные сроки: 19% готовы инвестировать на 4–5 лет, 17% – на 6–10 лет. При этом почти каждый десятый россиянин ориентируется на горизонт свыше 10 лет, а 7% респондентов – на 15 лет и больше.

Статистика по ПДС данные исследования подтверждает: в этом году общее количество договоров ПДС, заключенных россиянами с момента запуска программы, превысило 6,5 млн.

– В какие долгосрочные инструменты люди готовы вкладываться?

– Прежде всего – в ПДС. Это самая массовая история. На 2-м месте – фонды недвижимости. И наконец, классическое накопительное страхование жизни.

Как вырастить инвестора

– Тема финансовой грамотности молодеет год от года. Считаете ли вы, что нужно развивать направления инвестиций, например, для подростков? Насколько активно молодые инвесторы приходят на рынок?

– Действительно, инвестиции молодеют, это естественный процесс. Инвестиции для подростков важны для раннего формирования правильного отношения к деньгам. Желательно на горизонте больше одного месяца, что не всегда просто для юных инвесторов. Чем раньше появляется опыт планирования бюджета, тем устойчивее траектория финансового будущего.

В приложении «СберИнвестиции» (14+) брокерский счет есть уже у 130 000 подростков. Мы даем возможность с 14 лет открывать брокерские счета (с согласия родителей) и самостоятельно совершать сделки. В 99% случаев идея открыть счет исходит от самих ребят. Инвестиции становятся устойчивым трендом, таким как здоровый образ жизни или качественное образование.

– Отличается ли инвестиционное поведение подростков от поведения взрослых?

– Да, подростки сейчас в 7 раз чаще выбирают акции. Это, по нашей статистике, около 68% объема их покупок.

Думаю, это связано с тем, что молодые инвесторы больше ориентируются на рост, экспериментируют, ищут знакомые понятные бренды. Для них очевидна связка «знаю бренд – хочу вложиться». Недавно мы в «СберИнвестициях» провели опрос и узнали, что доля инвесторов, чувствующих себя совладельцами компаний, среди подростков выше – 45% против 36% у взрослых.

Активнее всех подростки из Москвы, Питера и Краснодара. Чем старше ребенок, тем осознаннее он подходит к финансам. По нашей статистике, в инвестирование готовы идти 40% молодых людей 17 лет, 30% 16-летних, 20% 15-летних.

– В этом году вы запустили Клуб акционеров «Сбера». Зачем он нужен вам и акционерам?

– Чтобы развивать культуру инвестиций. У «Сбера» миллионы клиентов и акционеров. Важно, чтобы они не только видели в компании финансовый результат, но и лучше понимали ее стратегию, участвовали в ее развитии.

С момента создания клуба количество акционеров «Сбера» в «СберИнвестициях» выросло на 30%. Для нас это не просто финансовый результат, а долгосрочное партнерство.– Какими вы видите ключевые приоритеты управления благосостоянием в 2026 г.?

– Один из ключевых приоритетов – развитие блока персонального финансового планирования. Речь идет о целостном подходе, который объединяет личный бюджет, налоги, транзакционные и инвестиционные сервисы. Образно говоря, это клей, который связывает все элементы финансовой жизни человека в единую систему и позволяет принимать более осознанные решения.

В этом контексте важную роль будет играть ИИ. Он позволит объединить разрозненных цифровых ассистентов в мультиагентную систему, где одновременно работают агенты-советчики и агенты-критики по разным направлениям: брокерскому бизнесу, управлению активами, страхованию. Такой подход дает клиенту более взвешенные рекомендации и повышает качество финансового планирования.

Еще один стратегический приоритет – укрепление доверия на рынке страхования. Оно формируется прежде всего за счет прозрачных, честных и быстрых страховых выплат – именно в момент страхового события клиент принимает решение, можно ли компании доверять. Поэтому для нас принципиально важно, чтобы страхование работало как надежный механизм защиты, а не как формальный продукт.

Мы также считаем, что финансовый результат компании должен быть связан с теми результатами, которых достигают клиенты. В инвестициях это означает готовность разделять с клиентом не только успехи, но и ответственность за принятые решения. Такой подход формирует долгосрочное доверие и партнерские отношения, а не разовую продажу.

*Не явлется инвестиционной рекомендацией