Кейсы компаний / Партнерский проект / Тинькофф Касса

Как работают сервисы доставки еды и продуктов в России

И какое будущее ждет фудтех

16 июня 2022

Доставка готовой еды и продуктов питания в прошлом году была одним из самых быстрорастущих сегментов рынка e-commerce в России: оборот вырос на 159 % – до 329 млрд руб, по данным Data Insight. А количество заказов и вовсе увеличилось на 244 % – до 237 млн штук.

При этом в 2022 г. трудно было бы ожидать аналогичных темпов роста даже в условиях стабильной ситуации, отмечает старший аналитик Data Insight Ольга Пашкова. Тем не менее, по прогнозам компании, рынок eGrocery продолжит расти в 2022 г., хоть и медленнее.

«С учетом апрельских данных мы прогнозируем двукратный рост рынка по количеству заказов и по объему продаж. Средний чек при этом сохранится на уровне прошлого года», – рассказала Пашкова.

Несмотря на то что доля онлайн-продаж в общем обороте российского продуктового ритейла все еще незначительна: по данным Infoline, она составляет 1,8 %  в целом по стране и около 5 % в Москве и Санкт-Петербурге, у сегмента e-grocery есть большие перспективы для роста.

При этом мотивация заказывать еду и продукты зависит в том числе от региона, говорится в исследовании сервиса интернет-эквайринга «Тинькофф Касса». Например, на севере людям может быть трудно или вообще невозможно дойти до большого магазина из-за морозов или удаленности, что повышает спрос на доставку.

Не хлебом единым

В I квартале 2022 г. онлайн-продажи категории «Продукты питания» впервые обогнали категорию «Одежда и обувь», заняв третью строчку по объемам продаж, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Март стал практически рекордным для категории продуктов питания: онлайн-продажи выросли почти вдвое в годовом выражении и составили 30,5 млрд руб., говорится в отчете АКИТ.

Какие товары покупают онлайн чаще всего

Цифровая и бытовая техника — 23,8 %;
Мебель и товары для дома — 17,2 %;
Продукты питания — 14,5 %;
Одежда и обувь — 13,1 %;
Красота и здоровье — 7,1 %.

доля по объему онлайн-продаж, %
Источник: АКИТ

При этом, в зависимости от выбора онлайн-платформы, вкусовые предпочтения потребителей несколько разнятся, рассказали опрошенные «Ведомостями» участники рынка.

По данным опроса российской службы курьерской доставки nePochta, 63 % россиян стали значительно чаще в 2022 г. покупать консервы. А некоторые из опрошенных увеличили потребление этой продукции на треть. В топе продаж – мясные консервы, а именно тушенка. Это подтвердили и представители торговой сети «Вкусвилл». В компании отметили повышенный спрос в марте на мясные и овощные консервы, оливковое и растительное масло, а также бакалею. В доставке «Вкусвилла» вырос спрос на товары из категории «Супермаркет»: там представлены товары международных брендов. Однако уже к началу апреля спрос стабилизировался.

«Сейчас покупатели готовы экономить на десертах, экзотических фруктах и овощах, соусах и деликатесах. Идет переход в сторону более бюджетных аналогов, например замена деликатесной колбасы на более простую или пирожное вместо торта», ‒ рассказывает управляющая единой концепцией «Вкусвилла» Алена Несифорова.

Тренд на замену привычных продуктов более экономически выгодными товарами отмечают и в онлайн-продавце мяса PrimeMeat. По словам руководителя компании Олега Пинского, в ситуации роста цен многие клиенты перешли на более дешевую мясную продукцию.

Как фуд-ритейлеры организовывают продажи

 В 2021 г. рост рынка e-grocery в основном был обеспечен стремительно набирающей популярность экспресс-доставкой, говорит гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Ее активно развивают крупнейшие сети FMCG, маркетплейсы и сервисы доставки, причем в ряде случаев участники рынка формируют для этого различные партнерства. В I квартале 2022 г. сохранилось преобладание сегмента экспресс-доставки (до двух часов) над закупками впрок: экспресс-доставка увеличилась на 182 % до 98 млрд руб., и на нее приходится 59 % рынка e-grocery, а сегмент «впрок» и самовывоз – на 85 % до 67 млрд руб.

Компании на рынке e-grocery, особенно в сегменте экспресс-доставки, развивались на деньги инвесторов и генерировали убытки, а расчетные сроки выхода на прибыльность были установлены на уровне 3‒5 лет, говорит Бурмистров. В 2022 г. ситуация изменилась и компании вынуждены оперативно адаптировать бизнес-модели и улучшать unit-экономику для сокращения потребности в капитале. Например, компании отказываются от работы в некоторых городах и локациях с низкой плотностью продаж, повышают загрузку инфраструктуры (в первую очередь dark store), сокращают маркетинговую активность, пересматривают условия и стоимость доставки, повышают эффективность сборки и среднее количество доставляемых курьером заказов, изменяют схемы выплат для курьеров и т. д., говорит аналитик.

Помимо этого, уход части поставщиков с рынка стимулирует ритейл искать замену привычным для покупателя брендам и активнее развивать собственные торговые марки, считает Пашкова. Также сокращение числа заказов у онлайн-игроков в теплую погоду заставляет их активнее конкурировать за покупателя за счет цены, ассортимента и скорости доставки, а также внедрять IT-решения. 

Например, современные системы маршрутизации курьеров позволяют увеличить скорость доставки и существенно снизить её, отмечает Пашкова. Помимо этого, у онлайн-игроков на фоне ухода некоторых платежных сервисов (таких, как Apple Pay (13+) и Google Pay (13+)) с российского рынка вырос спрос на альтернативные платежные решения. Так, ряд текущих ограничений с онлайн-платежами не повлиял на оплату интернет-магазина PrimeMeat, поскольку сервис использует платежное решение «Тинькофф Кассы», поддерживающее альтернативные способы оплаты в онлайне, такие, как Система быстрых платежей (АО «НСПК ) и Tinkoff Pay (АО «Тинькофф Банк»).  

Представитель продуктового маркетплейса igooоds также отмечает, что решение «Тинькофф Кассы» (0+) было выбрано ритейлером из-за коротких сроков подключения и выстраивания операционных процессов: перевод всех франчайзи на это платежное решение был максимально быстрым и не доставил неудобства партнерам, подчеркнули в компании.

Читайте также сюжет «Бизнес в цифрах» при поддержке «Тинькофф Кассы»

АРХИВ