Газета
Газета
Телеграм
Телеграм
Россия и мирСеверо-ЗападЮг
Бизнес
Экономика
Финансы
Инвестиции
Технологии
Медиа
Недвижимость
Политика
Победа-80
Общество
Менеджмент
Стиль жизни
Интервью
Мнения
Фотогалереи
ВЕДЫ
Правила торговли
Идеи управления
Город
Ведомости&
Аналитика
Капитал
Страна
Промышленность
Инновации и технологии
Премия Импульс
Здоровье
Спорт
Конференции
Справочник компаний
Справочник персон
Туризм
Право
Наука
Как потратить
Устойчивое развитие
Форум
Техуспех
Бизнес-регата
Ведомости Северо-Запад
Ведомости Северо-Запад Стиль жизни
Ведомости Юг
  • / Недвижимость
    Новостройки в российских мегаполисах продолжают дорожать
  • / Политика
    Что значит заявление Владимира Путина о разделении американского мирного предложения на пакеты
  • / Политика
    Ссора Китая и Японии рикошетит по их саммиту с Южной Кореей
  • / Общество
    В Госдуме заявили о недостатках системы психологической помощи для участников спецоперации
  • / Общество
    Конституционный суд защитил интернет-обращения граждан от обвинений в клевете
  • / Политика
    Госдеп США одобрил потенциальную продажу Канаде боеприпасов на $2,68 млрд
  • / Общество
    Что в схеме Ларисы Долиной возмущает россиян больше всего
  • / Экономика
    Правительство определило состав рабочей группы по платформенной экономике
  • / Бизнес
    Производители спецтехники просят дополнительных льгот по займам ФРП
  • / Общество
    В Госдуме предложили запретить торговать табаком лицам младше 21 года
  • / Бизнес
    Экспорт российского СПГ в Евросоюз в ноябре вырос до максимума с лета
  • / Недвижимость
    Партнеру ПИК не удалось взыскать с девелопера более 8 млрд рублей
  • / Политика
    Дмитриев: Мерц дискредитировал себя саботажем мира
  • / Технологии
    Роскомнадзор заблокировал FaceTime и Snapchat в России
  • / Технологии
    «Элемент» поставил «Роскосмосу» оборудование для тестов орбитальной электроники
  • / Экономика
    Эксперты назвали потенциал наращивания российского госдолга
  • / Медиа
    Non/fiction-2025: тру-крайм, хорроры и сильные женщины
  • / Мнения
    «Умри, моя любовь»: огонь, иди со мной
  • / Мнения
    «Царское Село»: редкости императорского дворца
  • / Политика
    Мерц серьезно относится к опасениям Бельгии о замороженных активах РФ
  • / Общество
    Путин заявил об использовании Telegram для влияния на молодежь
  • / Политика
    Силы ПВО за три часа уничтожили 44 беспилотника над регионами РФ
  • / Бизнес
    Креативный директор Versace покинул пост спустя восемь месяцев после назначения
  • / Политика
    Путин в шутку сравнил журналистов India Today с сотрудниками спецслужб
  • / Политика
    Грушко объяснил потерю интереса РФ к участию в G8
  • / Общество
    Арбитражный суд признал банкротом сеть магазинов Incity
  • / Политика
    Посольство РФ заявило о намерении Лондона сорвать мирные переговоры по Украине
  • / Политика
    Моди подарил Путину «Бхагавадгиту» на русском языке
  • / Политика
    Ирландия не будет принимать участие в «Евровидении» из-за допуска Израиля
  •  / Спорт
    В Москве прошел форум «Спорт Бизнес Конгресс» при участии Ротенберга и Авербуха
  • / Политика
    Путин высказался о возможности бессмертия
  • / Бизнес
    Правительство продлило разрешение «Герофарму» на выпуск аналогов оземпика
Бизнес
Экономика
Финансы
Инвестиции
Технологии
Медиа
Недвижимость
Политика
Победа-80
Общество
Менеджмент
Стиль жизни
Интервью
Мнения
Фотогалереи
  • / Недвижимость
    Новостройки в российских мегаполисах продолжают дорожать
  • / Политика
    Что значит заявление Владимира Путина о разделении американского мирного предложения на пакеты
  • / Политика
    Ссора Китая и Японии рикошетит по их саммиту с Южной Кореей
  • / Общество
    В Госдуме заявили о недостатках системы психологической помощи для участников спецоперации
  • / Общество
    Конституционный суд защитил интернет-обращения граждан от обвинений в клевете
  • / Политика
    Госдеп США одобрил потенциальную продажу Канаде боеприпасов на $2,68 млрд
  • / Общество
    Что в схеме Ларисы Долиной возмущает россиян больше всего
  • / Экономика
    Правительство определило состав рабочей группы по платформенной экономике
  • / Бизнес
    Производители спецтехники просят дополнительных льгот по займам ФРП
  • / Общество
    В Госдуме предложили запретить торговать табаком лицам младше 21 года
  • / Бизнес
    Экспорт российского СПГ в Евросоюз в ноябре вырос до максимума с лета
  • / Недвижимость
    Партнеру ПИК не удалось взыскать с девелопера более 8 млрд рублей
  • / Политика
    Дмитриев: Мерц дискредитировал себя саботажем мира
  • / Технологии
    Роскомнадзор заблокировал FaceTime и Snapchat в России
  • / Технологии
    «Элемент» поставил «Роскосмосу» оборудование для тестов орбитальной электроники
  • / Экономика
    Эксперты назвали потенциал наращивания российского госдолга
  • / Медиа
    Non/fiction-2025: тру-крайм, хорроры и сильные женщины
  • / Мнения
    «Умри, моя любовь»: огонь, иди со мной
  • / Мнения
    «Царское Село»: редкости императорского дворца
  • / Политика
    Мерц серьезно относится к опасениям Бельгии о замороженных активах РФ
  • / Общество
    Путин заявил об использовании Telegram для влияния на молодежь
  • / Политика
    Силы ПВО за три часа уничтожили 44 беспилотника над регионами РФ
  • / Бизнес
    Креативный директор Versace покинул пост спустя восемь месяцев после назначения
  • / Политика
    Путин в шутку сравнил журналистов India Today с сотрудниками спецслужб
  • / Политика
    Грушко объяснил потерю интереса РФ к участию в G8
  • / Общество
    Арбитражный суд признал банкротом сеть магазинов Incity
  • / Политика
    Посольство РФ заявило о намерении Лондона сорвать мирные переговоры по Украине
  • / Политика
    Моди подарил Путину «Бхагавадгиту» на русском языке
  • / Политика
    Ирландия не будет принимать участие в «Евровидении» из-за допуска Израиля
  •  / Спорт
    В Москве прошел форум «Спорт Бизнес Конгресс» при участии Ротенберга и Авербуха
  • / Политика
    Путин высказался о возможности бессмертия
  • / Бизнес
    Правительство продлило разрешение «Герофарму» на выпуск аналогов оземпика

Главная / Победа-80 / Фото / 09 марта, 10:08

Фото. Рельсы Победы: как железнодорожники приближали разгром врага

С 1941 по 1945 год они перевезли 1,5 млрд тонн грузов
Ведомости
  • В марте 1942 г. Государственный комитет обороны утвердил окончательный проект новой железной дороги – Волжской рокады, протянувшейся от станции Иловля (80 км от Сталинграда) до Свияжска (30 км от Казани) и ставшей важнейшим звеном в обеспечении войск в ходе Сталинградской битвы. Строительство линии, общая протяженность которой составила почти 1000 км, было завершено всего за полгода. Для ее сооружения использовались рельсы, снятые с разрушенных участков Байкало-Амурской магистрали. Благодаря рокаде в самые напряженные дни битвы у Волги на фронт было доставлено более 200 000 вагонов различных грузов. Какой еще вклад в Победу внесли железнодорожники – в галерее «Ведомостей».
    ОАО «РЖД»
    В марте 1942 г. Государственный комитет обороны утвердил окончательный проект новой железной дороги – Волжской рокады, протянувшейся от станции Иловля (80 км от Сталинграда) до Свияжска (30 км от Казани) и ставшей важнейшим звеном в обеспечении войск в ходе Сталинградской битвы. Строительство линии, общая протяженность которой составила почти 1000 км, было завершено всего за полгода. Для ее сооружения использовались рельсы, снятые с разрушенных участков Байкало-Амурской магистрали. Благодаря рокаде в самые напряженные дни битвы у Волги на фронт было доставлено более 200 000 вагонов различных грузов. Какой еще вклад в Победу внесли железнодорожники – в галерее «Ведомостей».
  • В январе 1943 г., после прорыва блокады Ленинграда на узком участке вдоль Ладожского озера и прямо по льду Невы за 17 дней была построена железная дорога длиной 33 км: Шлиссельбург – Поляны (линия Мга – Волховстрой), получившая название «Дорога Победы». На этой линии находились три станции с путевым развитием в 6 км и три больших моста через реки, включая Неву. Несмотря на постоянные артобстрелы, за год работы по дороге прошло более 6000 поездов, и Ленинград получил свыше 4,4 млн т необходимых грузов.
    Науменков Николай / ТАСС
    В январе 1943 г., после прорыва блокады Ленинграда на узком участке вдоль Ладожского озера и прямо по льду Невы за 17 дней была построена железная дорога длиной 33 км: Шлиссельбург – Поляны (линия Мга – Волховстрой), получившая название «Дорога Победы». На этой линии находились три станции с путевым развитием в 6 км и три больших моста через реки, включая Неву. Несмотря на постоянные артобстрелы, за год работы по дороге прошло более 6000 поездов, и Ленинград получил свыше 4,4 млн т необходимых грузов.
  • Чтобы обеспечить бесперебойное снабжение войск во время Курской битвы, всего за месяц и четыре дня, с 15 июня по 19 июля 1943 г., была построена новая линия Старый Оскол – Ржава, известная как «Дорога мужества». Работники железной дороги совместно с местными жителями уложили 95 км пути и возвели 10 мостов, что позволило обеспечить подвод 300 000 вагонов к месту боев.
    Владимир Гребнев / РИА Новости
    Чтобы обеспечить бесперебойное снабжение войск во время Курской битвы, всего за месяц и четыре дня, с 15 июня по 19 июля 1943 г., была построена новая линия Старый Оскол – Ржава, известная как «Дорога мужества». Работники железной дороги совместно с местными жителями уложили 95 км пути и возвели 10 мостов, что позволило обеспечить подвод 300 000 вагонов к месту боев.
  • Во время Великой Отечественной войны работники железных дорог сыграли ключевую роль в обеспечении 51 стратегической и 261 фронтовой операции Красной армии. В их зону ответственности входило снабжение войск и все необходимые перегруппировки техники и живой силы. С 1941 по 1945 г. железнодорожники провели 443 000 эшелонов, погрузили и перевезли почти 20 млн вагонов – с солдатами, ранеными, гражданским населением, а также с грузами – боеприпасами, танками, артиллерией, автомобилями, продовольственными пайками и т. п.
    ОАО «РЖД»
    Во время Великой Отечественной войны работники железных дорог сыграли ключевую роль в обеспечении 51 стратегической и 261 фронтовой операции Красной армии. В их зону ответственности входило снабжение войск и все необходимые перегруппировки техники и живой силы. С 1941 по 1945 г. железнодорожники провели 443 000 эшелонов, погрузили и перевезли почти 20 млн вагонов – с солдатами, ранеными, гражданским населением, а также с грузами – боеприпасами, танками, артиллерией, автомобилями, продовольственными пайками и т. п.
  • Эффективная и оперативная организация перевозок, быстрое восстановление и прокладка новых линий (всего было введено 9845 км новых линий по всей стране) позволили добиться успеха в главных операциях Великой Отечественной войны, таких как оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская дуга, прорыв блокады Ленинграда, операции «Румянцев» и «Багратион», а также в освобождении Европы. С 1941 по 1945 г. на железнодорожные станции и магистрали было совершено свыше 20 000 авианалетов и сброшено порядка 250 000 бомб. Некоторые участки и объекты приходилось восстанавливать не один раз. Несмотря на постоянные вражеские атаки, железнодорожники продолжали свою работу. Они отремонтировали около 117 000 км путей, 13 000 малых и около 3 000 больших мостов. Значительный объем грузов военной помощи союзников СССР был перевезен через Транссиб (около 50%), около 25% – через северный (из Мурманска и Архангельска) и 25% – через южный маршруты (через Иран, Закавказье и Каспий).
    Михаил Савин / РИА Новости
    Эффективная и оперативная организация перевозок, быстрое восстановление и прокладка новых линий (всего было введено 9845 км новых линий по всей стране) позволили добиться успеха в главных операциях Великой Отечественной войны, таких как оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская дуга, прорыв блокады Ленинграда, операции «Румянцев» и «Багратион», а также в освобождении Европы. С 1941 по 1945 г. на железнодорожные станции и магистрали было совершено свыше 20 000 авианалетов и сброшено порядка 250 000 бомб. Некоторые участки и объекты приходилось восстанавливать не один раз. Несмотря на постоянные вражеские атаки, железнодорожники продолжали свою работу. Они отремонтировали около 117 000 км путей, 13 000 малых и около 3 000 больших мостов. Значительный объем грузов военной помощи союзников СССР был перевезен через Транссиб (около 50%), около 25% – через северный (из Мурманска и Архангельска) и 25% – через южный маршруты (через Иран, Закавказье и Каспий).
  • В 1941 и 1942 гг. в стране дважды проводилась стратегическая эвакуация производственных мощностей и персонала предприятий на восток, в ходе которой по железной дороге было перевезено 25 млн человек и оборудование более 2700 заводов и фабрик. Например, в тыл отправилось 103 000 металлообрабатывающих станков. Почти 3 млн железнодорожников под руководством Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) осуществляли массовые перевозки, которые были связаны не только с мобилизацией и сосредоточением войск, перебазированием промышленности на восток и эвакуацией населения, но и с обеспечением работы всей экономики страны. Всего с июня 1941-го по 1945 г. было отправлено более 1,5 млрд т грузов. Более 1,5 млн железнодорожников были заняты непосредственно на перевозках, остальные работали на стройках и на железнодорожных заводах.
    РИА Новости
    В 1941 и 1942 гг. в стране дважды проводилась стратегическая эвакуация производственных мощностей и персонала предприятий на восток, в ходе которой по железной дороге было перевезено 25 млн человек и оборудование более 2700 заводов и фабрик. Например, в тыл отправилось 103 000 металлообрабатывающих станков. Почти 3 млн железнодорожников под руководством Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) осуществляли массовые перевозки, которые были связаны не только с мобилизацией и сосредоточением войск, перебазированием промышленности на восток и эвакуацией населения, но и с обеспечением работы всей экономики страны. Всего с июня 1941-го по 1945 г. было отправлено более 1,5 млрд т грузов. Более 1,5 млн железнодорожников были заняты непосредственно на перевозках, остальные работали на стройках и на железнодорожных заводах.
  • В эвакуации раненных и больных военнослужащих участвовали 472 военно-санитарных поезда (ВСП), где помимо медицинского персонала трудились более 7000 железнодорожников. Также были созданы 350 санитарных «летучек» – специальных составов из теплушек, которые эвакуировали раненых из фронтовой и прифронтовой полосы и передавали их на ВСП. За один рейс поезд мог взять от 400 до 900 раненных бойцов. Только в 1941 г. в результате обстрелов врагом было уничтожено 28 санитарных поездов: 820 вагонов разбито и сожжено, еще 1171 получил повреждения. Всего за годы войны ВСП совершили 11 900 рейсов, обеспечив транспортировку в тыловые госпитали 97% всех раненых и больных.
    ИТАР-ТАСС
    В эвакуации раненных и больных военнослужащих участвовали 472 военно-санитарных поезда (ВСП), где помимо медицинского персонала трудились более 7000 железнодорожников. Также были созданы 350 санитарных «летучек» – специальных составов из теплушек, которые эвакуировали раненых из фронтовой и прифронтовой полосы и передавали их на ВСП. За один рейс поезд мог взять от 400 до 900 раненных бойцов. Только в 1941 г. в результате обстрелов врагом было уничтожено 28 санитарных поездов: 820 вагонов разбито и сожжено, еще 1171 получил повреждения. Всего за годы войны ВСП совершили 11 900 рейсов, обеспечив транспортировку в тыловые госпитали 97% всех раненых и больных.
  • Работники НКПС также участвовали в войне в составе экипажей бронепоездов. За это время их силами была создана и укомплектована бригадами железнодорожников новая техника, оказавшая значительную поддержку фронту. Бронепоезда особенно проявили себя в первые, самые сложные годы войны. Из 336 машин, участвовавших в боевых действиях, 89 были потеряны в сражениях с противником.
    Семен Раски / РИА Новости
    Работники НКПС также участвовали в войне в составе экипажей бронепоездов. За это время их силами была создана и укомплектована бригадами железнодорожников новая техника, оказавшая значительную поддержку фронту. Бронепоезда особенно проявили себя в первые, самые сложные годы войны. Из 336 машин, участвовавших в боевых действиях, 89 были потеряны в сражениях с противником.
  • В течение 1941 и 1942 гг. немецкими захватчиками было полностью занято 17 железных дорог, еще 9 – частично. Самым тяжелым годом для железнодорожников стал 1942-й, когда общее число работников сократилось на 35% (на 994 900 человек). Около 400 000 железнодорожников влились в ряды Красной армии, часть осталась на оккупированной территории и присоединилась к партизанам, а около 30 000 погибли на фронтовых дорогах от воздушных и артиллерийских ударов врага.
    Владимир Иванов / РИА Новости
    В течение 1941 и 1942 гг. немецкими захватчиками было полностью занято 17 железных дорог, еще 9 – частично. Самым тяжелым годом для железнодорожников стал 1942-й, когда общее число работников сократилось на 35% (на 994 900 человек). Около 400 000 железнодорожников влились в ряды Красной армии, часть осталась на оккупированной территории и присоединилась к партизанам, а около 30 000 погибли на фронтовых дорогах от воздушных и артиллерийских ударов врага.
  • В течение 1943-1945 гг. НКПС были приняты радикальные меры по пополнению штата. В 1945 г. количество железнодорожников достигло почти 3,1 млн человек. При этом состав работников сильно изменился: к коллективу присоединись 200 000 женщин, которые успешно овладевали мужскими специальностями. За годы войны их доля на железной дороге увеличилась более чем в два раза. Так, в 1944 г. насчитывалось около 1,3 млн женщин (или 45% от общего числа сотрудников) по сравнению с 22% в 1941 г. Помимо этого в работу железных дорог было вовлечено много подростков. Например, только из железнодорожных училищ и школ ФЗО было принято свыше 250 000 человек.
    Марк Редькин / ТАСС
    В течение 1943-1945 гг. НКПС были приняты радикальные меры по пополнению штата. В 1945 г. количество железнодорожников достигло почти 3,1 млн человек. При этом состав работников сильно изменился: к коллективу присоединись 200 000 женщин, которые успешно овладевали мужскими специальностями. За годы войны их доля на железной дороге увеличилась более чем в два раза. Так, в 1944 г. насчитывалось около 1,3 млн женщин (или 45% от общего числа сотрудников) по сравнению с 22% в 1941 г. Помимо этого в работу железных дорог было вовлечено много подростков. Например, только из железнодорожных училищ и школ ФЗО было принято свыше 250 000 человек.
  • Заслуги железнодорожников перед страной в годы войны отмечены многочисленными наградами. 127 работников отрасли получили звание Героя Социалистического Труда (в целом по Советскому Союзу это звание присвоили 202 труженикам). Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» были награждены 994 917 железнодорожников, свыше 28 000 человек удостоены других орденов и медалей.
    РИА Новости
    Заслуги железнодорожников перед страной в годы войны отмечены многочисленными наградами. 127 работников отрасли получили звание Героя Социалистического Труда (в целом по Советскому Союзу это звание присвоили 202 труженикам). Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» были награждены 994 917 железнодорожников, свыше 28 000 человек удостоены других орденов и медалей.

Смотрите также

Отвлекает реклама?  С подпиской  вы не увидите её на сайте
  • Подписка
  • Реклама
  • РФРИТ
  • Справочник компаний
  • Подписка для юр.лиц
  • О компании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Обратная связь
  • Справочный центр
  • Распространение

Наши проекты

Контакты

127018, г. Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 1
На карте
+7 495 956-34-58
info@vedomosti.ru

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю свое согласие получать письма от «Ведомости» и подтверждаю, что ознакомился и принимаю Политику по защите персональных данных

Скачать для iOS
Скачать для Android

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).

Правила применения рекомендательных технологий в виджетах рекламно-обменной сети, размещенных на сайте vedomosti.ru: СМИ2, INFOX, 24smi

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, ИНН/КПП 7712108141/771501001, ОГРН 1027739124775, 127018, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Марьина Роща, ул. Полковая, д. 3, стр. 1 1999—2025

Сетевое издание Ведомости (Vedomosti)

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Казьмина Ирина Сергеевна

Электронная почта: news@vedomosti.ru

Телефон: +7 495 956-34-58

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных