Обама сделал ставку на Медведева


В преддверии визита Барака Обамы в Москву в его администрации активно обсуждался бессмысленный, на разумный взгляд, вопрос о том, как политически правильно распределить время в Москве между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным, что именно с кем из них обсуждать. Все тут понимали, что сам график встреч является своего рода месседжем о том, кого из двоих Белый дом принимает в качестве реального главы государства и с кем именно Америка будет пытаться перезагружать отношения. Сам вопрос рожден российской действительностью, и на него нет всем очевидного правильного ответа. Если следовать реалиям, то основные переговоры надо бы вести с российским премьер-министром. Но это было неприемлемо для Белого дома, ибо президенту США нельзя так легко игнорировать Конституцию России.

Было принципиально решено, что Обама будет вести все основные переговоры только с Дмитрием Медведевым. По мысли советников Обамы, такой протокольно правильный подход не только будет способствовать хотя бы некоторому укреплению главенства закона в России, но, может быть, поможет Медведеву стать более независимым и самостоятельным президентом, укрепит его международный авторитет, что будет не вредно для сохраняющей лишь виртуальное присутствие в России демократии, в том числе и для принципа разделения властей. Кроме того, было отмечено, что такой подход соответствует внутриполитическими ценностям самих США и по возвращении президента из Москвы у его противников будет меньше поводов критиковать его внешнюю политику.

С другой стороны, было понятно, что если не удастся заинтересовать Владимира Путина двусторонними проблемами, полноценно включить его в процесс улучшения отношений России и США, то велики шансы, что никакой перезагрузки не произойдет. Все сигналы, которые получал Белый дом из Москвы накануне визита, говорили о том, что если американцы оставят Путина совсем в стороне, то он и его окружение станут пусть пассивными, но противниками перезагрузки отношений, могут занять оппозиционную Медведеву позицию в этом вопросе и методами тихого саботажа добиться того, что благие намерения двух молодых президентов будут нейтрализованы. Как этого не допустить? То, что Путин не видит себя вторым человеком в России, стало особенно ясно американцам после неудавшейся попытки с их стороны возродить двустороннюю комиссию Гор – Черномырдин в виде комиссии Байден – Путин.

Как известно, Белый дом сделал ставку на Медведева. Встреча с Владимиром Путиным прошла лишь на второй день, который был весь посвящен неформальным встречам, и оказалась в ряду бесед с предпринимателями, оппозицией, студентами, гражданским обществом и Михаилом Горбачевым. В результате с российской стороны все лавры за возможное улучшение двусторонних отношений будут принадлежать лишь Дмитрию Медведеву, который благодаря советникам Обамы оказался не только эксклюзивно вовлеченным, но эффективным участником этого, возможно очень успешного, стратегического внешнеполитического проекта. Особенно по сравнению с Владимиром Путиным, который со своим американским партнером Джорджем Бушем после восьми лет взаимной работы оставили отношения двух ядерных супердержав в состоянии развала, хаоса, колоссального недоверия и почти новой холодной войны, а мир – нестабильным и непредсказуемым.

Именно Медведеву, а не Путину теперь предстоит с другими лидерами выводить мировую экономику из кризиса. Ему предстоит подписывать исторический договор по СНВ с США, который способен повернуть вспять гонку вооружений, также возобновленную в свое время Бушем и Путиным. Благодаря усилиям Обамы и Медведева может наконец наладиться экономическое сотрудничество между США и Россией, сведенное их предшественниками почти к нулю, образуются разнообразные гуманитарные программы и обмены, также исчезнувшие в предшествующий период. А там, глядишь, выстроенный в предыдущие годы образ России как крепости, осажденной со всех сторон недругами во главе с США, начнет давать трещины. Более того, если бы не неожиданное решение Владимира Путина о создании Таможенного союза, Дмитрий Медведев к концу года мог бы подписать документы о вступлении России в ВТО, чего так и не смог добиться его предшественник. Предшественник, казалось, нашел возможность лишить преемника этого шанса и, соответственно, политического успеха. Медведев в Аквиле настоял на вступлении. Посмотрим, как пойдет дело.

В Вашингтоне в целом удовлетворены визитом в Москву, хотя и разочарованы тем, что по многим проблемам дискуссии не состоялись или по просьбе Москвы были перенесены на неопределенное время. Однако некоторые критики Обамы говорят, что, сделав ставку на Медведева, он допустил серьезный просчет, даже поставил под вопрос саму возможность кардинального улучшения двусторонних отношений, ибо исходил не из российских реалий, а из того, как эти реалии хотели бы видеть в его собственной администрации.

Открытым остается вопрос о том, насколько надежны и легитимны договоренности с Дмитрием Медведевым, который, как известно, пока не сумел успешно осуществить ни одного самостоятельного проекта ни во внутренней, ни во внешней политике. Или ему не позволили этого сделать. Достаточен ли политический вес российского президента для того, чтобы преодолеть любое внутреннее сопротивление и довести перезагрузку отношений с США до успешного конца со своей стороны? Дадут ли ему такую возможность? Что будет, если судьба этих отношений окажется в руках Владимира Путина, с которым американцы провели лишь неформальную беседу? Не станет ли их перезагрузка жертвой еще одного политического экспромта – типа того, что был недавно продемонстрирован Россией на пути в ВТО? Пока мы этого не поймем, нельзя будет сказать, оправдалась ли ставка команды Обамы на Медведева и не является ли внешняя политика сегодняшней России простым клоном политики внутренней.