Политика
Бесплатный
Игорь Цуканов|Евгения Письменная
Статья опубликована в № 2431 от 28.08.2009 под заголовком: Чиновники мечты

Чиновникам и гражданам лучше не встречаться

Проект закона о государственных услугах обрисовал идеальные отношения граждан и чиновников: их просто не должно быть. Услуги следует получать через интернет и специальные центры
После вступления в действие закона чиновникам останется только наблюдать за процессом
Reuters

Минэкономразвития разработало проект закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций» (есть в распоряжении «Ведомостей»). Он должен стандартизировать и унифицировать услуги всех уровней власти – федерального, регионального и муниципального. Это коснется 500 федеральных услуг, 120 региональных и 120 муниципальных, посчитали в министерстве, – начиная от регистрации рождений, браков и прав собственности и получения гражданства до оформления пенсионного обеспечения. То же касается бизнеса: выдачи разрешений, лицензий, регистраций, аккредитаций, аттестаций, экспертиз.

Госуслугами не считаются услуги больниц, школ и детсадов, подчеркнул замначальника департамента Минэкономразвития Максим Паршин.

Чиновник аппарата правительства говорит, что в правительстве очень ждут этого закона: «Он приоритетный, связан с национальным планом по борьбе с коррупцией. Мы сделаем все, чтобы он прошел согласительные процедуры в министерствах и ведомствах очень быстро». В Минэкономразвития надеются, что закон будет принят в этом году и начнет действовать с 2010 г.

Предполагается, что все госуслуги граждане будут получать в многофункциональных центрах (МФЦ), а не в органах власти. «Этим законом мы отдаляем человека от принимающего решения чиновника», – объясняет Паршин. Центры будут принимать запросы от граждан и выдавать им готовые документы. Именно центры, а не заявители будут взаимодействовать с органами власти. Учредителями центров станут органы власти, центры будут в формe учреждения – государственного или муниципального, объясняет Паршин. Зарплата сотрудников МФЦ не привязана к зарплате чиновника, говорит Паршин: «Может быть больше, а может быть и меньше. Все зависит от решения учредителя».

Содержать центр должен учредитель за счет экономии, которая у него появится из-за передачи части своей работы, рассчитывают в Минэкономразвития: сейчас все органы власти получают субсидию из федерального бюджета на оказание услуг. Схема повышения качества услуги без повышения стоимости возможна, уверены в министерстве.

«Вряд ли мы сможем в момент падения доходов сэкономить столько денег, чтобы открыть несколько десятков МФЦ», – признает губернатор региона, где уже есть такой центр: на его открытие специально были выделены средства из федерального бюджета.

«Оценки затрат нет», – признается чиновник Минфина.

Паршин обещает, что стоимость госуслуг не изменится: «Граждане и предприятия будут платить установленные правительством платежи». «По стране уже действует около 37 МФЦ в 35 регионах. Там такая схема прошла», – говорит Паршин. «МФЦ нам скорее упростил работу, но не победил коррупцию», – смеется чиновник администрации Липецкой области (в городе Ельце создан такой центр).

Качество госуслуг должно вырасти и за счет интернета. Госуслуги будут занесены в сводный реестр, который будет размещен на едином портале. У портала будет статус федеральной информационной системы и источника официальной информации обо всех госуслугах, говорится в законопроекте. Минкомсвязи обещает запустить этот портал в декабре, а уже в середине 2010 г. на портале можно будет не только получать услуги, но и отслеживать их ход.

Минкомсвязи уже разработало график перехода федеральных органов исполнительной власти на электронное правительство по европейской модели, говорит представитель Минкомсвязи Елена Лашкина. Пока в перечень госуслуг, предоставляемых в электронном виде, включена 61 услуга, которые оказывают ГИБДД, Федеральная миграционная служба, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд и Росреестр, добавила она.

Нужны очень четкие стандарты услуг, закрепленные законом, говорит проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон, тогда людям и предпринимателям будет легче обжаловать в суде решения чиновников: «Это важный общественно-политический момент». В проекте закона закреплены только общие принципы и требования, а стандарты по-прежнему разрабатывает тот орган, который оказывает услугу. «Такой принцип дискредитирует идею административной реформы», – заключает Якобсон.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more