Политика
Бесплатный
Ринат Сагдиев| Наталья Костенко|Максим Товкайло
Статья опубликована в № 2442 от 14.09.2009 под заголовком: Путин ответит за спирт

Почему не стоит опасаться госмонополии на алкоголь

Российскому рынку спиртных напитков не стоит опасаться госмонополии на алкоголь: нет не только решения об этом, но даже и представления, в какой форме монополия могла бы существовать
С.Портер

На сайте президента kremlin.ru появился перечень поручений правительству – они подготовлены после августовского совещания о мерах по снижению потребления алкоголя в России. Президент Дмитрий Медведев требует до 1 марта 2010 г. оценить – с учетом международного опыта – последствия госмонополии на производство и оборот спирта и алкогольной продукции, понять, есть ли для этого в России условия, и определить сроки ее введения (другие поручения – см. врез).

Ответственным Медведев назначил премьера Владимира Путина. Госмонополия на производство и оборот спирта и алкоголя обсуждается всерьез, уверяет Дмитрий Песков, пресс-секретарь премьера: Путин 28 июня на встрече с лидерами всех думских фракций рассказал о единственном варианте госмонополии, который рассматривается в правительстве, – переносе единого акциза на спирт.

С 2009 г. все алкогольные функции в правительстве переданы Росалкогольрегулированию. Представитель Росалкоголя сообщил «Ведомостям», что его служба еще не получала поручений Медведева, какие варианты госмонополии на спирт и алкоголь предлагается изучить, он не знает. «Возможно, что, изучив мировой опыт, правительство хочет обоснованно отказаться от идеи госмонополии на рынке алкоголя», – предполагает сотрудник профильного ведомства.

Зампред комитета по бюджету и налогам Александр Коган знает, что сегодня в правительстве обсуждаются две основные концепции реформирования алкогольного рынка: через уравнение акцизов (Минэкономразвития) и введение госмонополии на производство спирта (Минсельхоз), но решения не принято. Чиновник администрации президента говорит, что реформу решили отложить, так как нет четкого понимания, как эти концепции будут работать на практике.

В середине августа Путин дал собственные поручения Росалкоголю и Минфину – разработать предложения по вводу единого акциза.

Сейчас его платят и производители спирта, и покупатели, по новой схеме будут платить только потребители со 100%-ной предоплатой – или давать банковскую гарантию.

Удар по нелегалам

Александр Романов, гендиректор некоммерческого партнерства «Комитет производителей алкогольной продукции» (создан компаниями Bacardi, Diageo и Pernod Ricard), считает, что госмонополия на производство и оборот алкоголя не позитивный инструмент: переносить в Россию опыт компактных и высокотехнологичных Швеции и Финляндии (госмонополия на розничную продажу крепкого алкоголя) некорректно. «Элементы госмонополии на алкогольном рынке и так присутствуют», – замечает гендиректор алкогольного холдинга «Ост» Алексей Мустяца: крупнейшие производители спирта – «Росспиртпром», «Татспиртпром» и «Башспирт» – находятся в федеральной и региональной собственности.

Единственное, что в антиалкогольной кампании порадовало опрошенных «Ведомостями» производителей алкоголя, – поручение Медведева до 1 декабря изучить вопрос о введении обязательной для всех участников рынка минимальной потребительской цены на водку. «Основное преимущество нелегальной водки, которая занимает почти половину рынка, – ее низкая цена, – объясняет Дмитрий Добров, представитель Союза производителей алкогольной продукции (СПАП). – Даже в крупных сетевых магазинах продается водка по цене 45–65 руб. за 0,5 л, хотя акциз вместе с НДС составляют минимум 48 руб. Если сложить себестоимость производства в 16 руб., оптовые и розничные наценки, то легальная водка на полке магазина не может стоить дешевле 90 руб. за пол-литровую бутылку».

По оценке СПАП, в 2008 г. в рознице было продано 177 млн дал водки и ликероводочных изделий, а произведено только 121 млн дал. Разницу в 56 млн дал Добров и считает долей нелегальной продукции.

Удар по слабым

Больше всех в поручениях Медведева правительству досталось производителям слабоалкогольных напитков: до 1 декабря должен быть разработан и принят техрегламент на алкогольную продукцию и пиво. Предполагается, что слабым будет считаться алкогольный напиток с содержанием спирта, использованного при производстве продукта, не более 7% от объема готовой продукции (сейчас – 9%). Упаковка слабоалкогольных напитков будет ограничена объемом в 0,33 л. Пивоваров это не касается, потому что при производстве пива не используется этиловый спирт, объясняет Алексей Кедрин, руководитель пресс-службы «Балтики».

По мнению президента Национальной ассоциации слабого алкоголя Ольги Курбатовой, принятие подобного техрегламента практически весь рынок слабоалкогольных коктейлей превратит в рынок крепкого алкоголя, к которому относится водка: средняя крепость коктейлей сейчас составляет 8%. Для производителей коктейлей предложение Медведева означает сплошные убытки: придется демонтировать линии по розливу коктейлей в полиэтиленовую упаковку, менять рецептуру коктейлей. Просто снизить содержание спирта в коктейлях с 9% до 7% невозможно, уверяет Курбатова: придется разрабатывать новую рецептуру на каждый вкус, потом получать новые санитарно-эпидемиологические заключения, а это обычно занимает до полутора лет.

По данным Курбатовой, до 85% коктейлей разливается в алюминиевые банки по 0,5 л и пластиковые бутылки от 1 л и больше. Одна только смена упаковки на 0,33 л приведет к удорожанию продукта на 8–10%, говорит Мустяца. Мустяца и Курбатова напоминают, что в 2007 г. коктейли уже приравнивали к водке, подняв акциз с 83 до 162 руб. за 1 л этилового спирта. Из-за этого продажи в 2007 г. упали на 43%, и в 2008 г. правительство согласилось снизить акциз до 110 руб. за 1 л спирта в коктейлях.

Удар по малым

Президент распорядился внести в Госдуму поправки в закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», предусматривающие запрет продажи пива крепостью более 5% в нестационарных торговых точках. По словам Кедрина, у «Балтики» около трети марок превышает этот порог крепости.

«Ларьки и киоски – очень важный канал сбыта пива, на него приходится до 20% всех продаж в России. Ограничение ассортимента приведет к тому, что пострадает малый бизнес: пиво в киосках – самый продаваемый продукт», – убеждает директор по связям с государственными органами ОАО «Саб Миллер рус» Кирилл Болматов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more