Россия отреагировала на ПРО

В ответ на отказ США от размещения объектов ПРО в Польше и Чехии Россия откажется от размещения ракет «Искандер» под Калининградом и возобновит ряд инициатив по военному взаимодействию

В пятничном интервью швейцарским СМИ президент России Дмитрий Медведев одобрил решение США, заявив, что российская сторона его изучит. О «примитивных компромиссах и разменах» речь не пойдет, отметил Медведев, но если США прислушались к российским озабоченностям, то и Россия должна внимательно выслушать американских партнеров.

Первой реакцией стал отказ России от размещения в Калининградской области оперативно-тактических ракет «Искандер». О возможности такого решения заявил в субботу радио «Эхо Москвы» замминистра обороны Владимир Поповкин, оговорившись, что решение принимает президент. О размещении этих ракет Медведев заявил в прошлогоднем послании Федеральному собранию, оговорившись, что эти меры будут приняты только в случае размещения американских ракет в Польше.

По словам источника в Минобороны, ракеты «Искандер» еще не развернуты, следовательно, отказ от их размещении не означает их вывода. В то же время собеседник «Ведомостей» подчеркнул, что заявление США о новом облике ПРО Европы с упором на противоракеты морского базирования SM-3 потребует анализа на предмет наличия в нем угроз для безопасности России.

Ответные шаги России последуют, говорит первый зампредседателя международного комитета Госдумы Леонид Слуцкий. Москва, по его мнению, может напомнить о своих прежних предложениях использовать радиолокационные станции в Габале (Азербайджан) и Армавире в Краснодарском крае. Может быть ускорена подготовка нового договора по ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ).

В переговорах по СНВ спор идет об определении носителей боезарядов, а стало быть, и об их предельной численности, говорит эксперт Центра по изучению проблем разоружения Евгений Мясников. В июльском заявлении Медведева и Обамы предлагалось ограничить их в диапазоне 500–1100 единиц. Россия заинтересована приблизить лимит к нижней границе, пошли разговоры, что компромиссным лимитом станет 800 единиц, знает Мясников. Но тогда к 2016 г. США не придется сокращать носители, их будет около 800, а у России при любом развитии событий носителей будет не более 400, предупреждает эксперт.

Многие западные СМИ сообщили, что Обама взамен на уступку по ПРО ждет от России согласия с более жесткими санкциями к Ирану. В обнародованном вчера интервью CNN Медведев сказал, что «Иран нуждается в системе мотивации к правильному поведению по вопросам своей ядерной программы», но подчеркнул, что мотивы должны быть «позитивные». Угрожать Ирану деструктивно, а повод для санкций носит надуманный характер – договор о нераспространении ядерного оружия нарочито игнорируют в других странах, отмечает гендиректор Российско-иранского делового совета ТПП Олег Акулиничев. К тому же инициаторы санкций будут понимать их произвольно, исходя из политической конъюнктуры и экономической целесообразности, предупреждает эксперт.