Пять приволжских губернаторов плохо сидят в креслах

Руководители пяти из 14 субъектов Приволжского федерального округа имеют основания беспокоиться за свои посты. К такому заключению пришли российские политологи, составившие «Рейтинг политической выживаемости губернаторов»

Рейтинг – прогноз способности российских губернаторов сохранить свою должность Международный институт политической экспертизы (МИПЭ) дважды в год составляет совместно с фондом «Петербургская политика» с августа 2007 г. Оценка выносится по пятибалльной шкале: «пять – полный контроль над областью и стабильное положение на своем посту, один и два – шаткое положение и наличие реальных конкурентов», говорит один из авторов рейтинга, эксперт Института региональной политики Алексей Титков.

С марта повысил свой рейтинг только президент Башкортостана Муртаза Рахимов. «Но только до «двойки», – отмечает Титков. У Рахимова есть риск потерять место из-за тяготения «к подчеркнутой политической самостоятельности», коррупционным скандалам и возраста (75 лет), говорится в пояснении к исследованию.

Солидный возраст отнял балл (в марте было три) у 70-летнего губернатора Оренбургской области Алексея Чернышева. Его пресс-секретарь Игорь Дмитрачков считает, что объективных причин для понижения рейтинга нет: в области «активная антикризисная политика, работа с инвесторами», настаивает он. Оренбургская область достаточно закрытая, но стабильно развивающаяся, соглашается Титков, но кроме возраста минус Чернышева – истекающие в июне 2010 г. полномочия. В областном законодательном собрании достаточно 35–40-летних конкурентов из «Единой России», отмечает он. Оренбургский политолог Булат Калмантаев, напротив, реальной замены в области Чернышеву из местных не видит: «Депутаты дискредитировали себя скандалами между собой, пусть тогда новый губернатор будет варягом».

В апреле 2010 г. истекает срок полномочий и у саратовского губернатора Павла Ипатова, что также перевело его в «двоечники». При этом у Ипатова давние противоречия с секретарем президиума генсовета «Единой России» депутатом Госдумы Вячеславом Володиным, говорит Титков. В 2007 г. в публичный скандал вылилось стремление Ипатова опротестовать решение регионального отделения партии о том, что Володин должен возглавить список партии на думских выборах. Замначальника пресс-службы Ипатова Нина Попова не стала комментировать выводы политологов.

«Комментировать в условиях кризиса подобные рейтинги – дело неблагодарное», – считает руководитель департамента по информполитике правительства Самарской области Иван Скрыльник. Рейтинг самарского губернатора Владимира Артякова ухудшился: три балла вместо мартовских четырех. Раньше его позиции «хорошиста» обеспечивались федеральной поддержкой, поясняют составители рейтинга. По словам Титкова, помощь от «Ростехнологий» и сейчас идет в плюс Артякову, а в зону риска он попал из-за предстоящих увольнений на «АвтоВАЗе» (в декабре уволят 5000 человек, а в Минздравсоцразвития есть уведомление о возможном сокращении 36 000).

Другой автопроизводитель – ГАЗ подвел нижегородского губернатора Валерия Шанцева, он больше не «отличник», продолжает Титков. В конце 2008 – начале 2009 г. группа ГАЗ сократила 30 000 человек, в июле – августе еще 6500. «Оценивать нужно не губернатора, а менеджмент ГАЗа», – возражает пресс-секретарь Шанцева Евгений Муравьев.

Федеральные власти реагируют на социальную напряженность и борьбу с безработицей, объясняет Титков, а это прерогатива губернаторов. Поэтому автозаводы – «уязвимое место для Артякова и Шанцева».

Самое стабильное положение у губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, который остался «хорошистом». Он одним из первых «подхватывает все веяния из Москвы», будь то антикризисные меры или создание особых экономических зон, говорит Титков. При этом, по его словам, у Морозова «нет сильных политических оппонентов, претендующих на место губернатора».