Вашингтон и Лондон не исключают военных действий против Ирана

Махмуд Ахмадинеджад признался в наличии второго центра по обогащению урана. Вашингтон и Лондон уже не исключают военных действий против Ирана, хотя больше надеются на дипломатию
Reuters

О строительстве нового завода по обогащению урана президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад сообщил в пятницу в Нью-Йорке, где проходила Генассамблея ООН. «То, что мы сделали, абсолютно законно», – отметил он, добавив, что Тегеран и так проинформировал МАГАТЭ об объекте «на год раньше, чем требовалось». «По правилам мы должны уведомлять МАГАТЭ о существовании таких объектов за 180 дней до загрузки сырья», – пояснил позднее руководитель иранского агентства по атомной энергии Али Акбар Салехи, добавив, что она начнется не раньше чем через 18 месяцев.

У МАГАТЭ другое мнение: по дополнительному соглашению с агентством, подписанному Ираном в 2003 г., страна обязана сообщать Вене не только о реально существующих, но и о проектируемых ядерных объектах. И хотя позднее Иран аннулировал в одностороннем порядке это соглашение, МАГАТЭ признало этот шаг незаконным.

Салехи пообещал также, что вскоре Иран пригласит инспекторов МАГАТЭ на новый завод. Он расположен в городе Куме в 160 км от Тегерана на территории военной базы. По заверениям иранских властей, степень обогащения на объекте не превысит 5% (т. е. обогащенный уран не будет оружейным).

Это уже второй завод по обогащению урана. Первый расположен в Натанзе (там находится более 8000 центрифуг). Вместимость завода в Куме, по оценкам западных экспертов, – около 3000 центрифуг.

По данным WSJ, разведки западных стран узнали о строительстве завода в Куме пару лет назад. А недавно спецслужбы США признали: Иран в курсе наблюдений за объектом, что и побудило его раскрыть карты.

Многие лидеры, собравшиеся на саммит G20, осудили секретное возведение объекта, в том числе и президент России Дмитрий Медведев. Президент США Барак Обама и британский министр иностранных дел Дэвид Милибэнд, отвечая на вопросы журналистов, не исключали возможность военных действий, но все же сделали упор на дипломатические пути решения проблемы. Министр обороны США Роберт Гейтс в интервью CNN уточнил позицию: любая военная акция не решит проблему, а лишь отсрочит развитие Ираном ядерной программы на два-три года.

Израильский премьер Биньямин Нетаньяху в выходные провел серию телефонных разговоров с американскими политиками, призвав США к жестким санкциям, сообщила газета Haaretz. Они могут последовать, если до декабря Тегеран не раскроет свое ядерное досье, предупредил на днях президент Франции Николя Саркози. Медведев после переговоров с Обамой на прошлой неделе впервые не исключил, что поддержит санкции.

Какой путь выберет Иран – сотрудничества или дальнейшей конфронтации, – станет яснее 1 октября, когда в Женеве пройдет встреча иранских представителей с членами шестерки переговорщиков. «Мы очень надеемся на встрече услышать от Ирана, что и когда он намерен сделать», – заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон в субботу, сдержанно приветствуя готовность Ирана пустить в Кум инспекторов МАГАТЭ.