"Единая Россия" проиграла только Ржев

Итоги единого дня голосования: кризис мало сказался на рейтинге «Единой России», и партии власти удалось почти всюду оставить за собой большинство

В воскресенье более чем в 77 регионах страны прошло почти 7000 выборов. В Москве, Республике Марий Эл и Тульской области выбирали региональные законодательные собрания, в 69 регионах – депутатов представительных органов местного самоуправления, причем в Чечне и Ингушетии – впервые, а в Грозном, Астрахани и Южно-Сахалинске – мэров.

В Чечне уже к 16.00 явка достигала почти 69%, а в Ингушетии – 68%. В Иркутской области средняя явка на муниципальных выборах– 27,7%, сообщили «РИА новости» в избирательной комиссии региона, на Сахалине – 30%, а на Чукотке – почти 62%. По данным зампреда ЦИК Леонида Ивлева, на региональных выборах наивысшая явка к 18.00 отмечена в Республике Марий Эл (50,8%), наименьший – в Москве. По всем выборам нижайший показатель явки – на выборах в гордуму Кургана: 18,86%.

На выборах в Мосгордуму на 18.00 явка составила 29,01%, сообщили в Мосгоризбиркоме. По словам председателя комиссии Валентина Горбунова, это несколько ниже, чем наблюдалось в 2005 г., но снижение «некритическое». Серьезных нарушений, по его словам, Мосгоризбирком не зафиксировал.

В системе «ГАС-выборы» к 21.00 появились и первые результаты. На выборах мэра Южно-Сахалинска побеждает единоросс Андрей Лобкин (58,33%). На выборах в городское собрание Южно-Сахалинска «Единая Россия» получила 39,65% голосов, у коммунистов 26,03%, у «Справедливой России» 15,72% и 11,28% – у ЛДПР. «Правое дело» набрало 1,74% голосов. В Благовещенске на выборах в городскую думу «Единая Россия» получила 48,86% голосов, на втором месте КПРФ с 24,02% голосов, на третьем – ЛДПР с 14,08%, на четвертом – «Справедливая Россия» с 9,36% голосов.

В Москве, по данным экзитпола ВЦИОМ (смс-голосование, 5490 сообщений), «Единая Россия» набирает меньше запланированных партией 50% – 45,2%, у КПРФ 17,7%, «Яблока» – 13,6%, эсеров – 10,7%, ЛДПР – 8,4% и у «Патриотов России» – 4,4%. У лидера «Единой России» Бориса Грызлова другие данные: единороссы получили в Москве более 50%, кандидаты от партии побеждают во всех одномандатных округах.

По данным экзитпола центра «Северный Кавказ – стратегия» на 9 избирательных участках Ингушетии, лидирует «Единая Россия»: 83-85% голосов избирателей получает «Единая Россия», 5–7% – «Справедливая Россия», 1–2% – ЛДПР и меньше 1% – КПРФ».

«Настаивала на опечатывании урны»

Председателя ЦИК Владимир Чуров заявил, что в ЦИК на этот раз поступало удивительно мало жалоб, а в избирательных комиссиях регионов в течение дня рапортовали, что кампания проходит спокойно и без нарушений. Исключением оказался разве что дагестанский город Дербент, где выбирали мэра. В воскресенье положенный час не открылись 12 из 36 избирательных участков, по данным ИТАР-ТАСС, из-за отсутствия полных составов комиссий. В Дагестан вылетел и к моменту закрытия участков добрался полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов.

Оппозиционные партии заявляют о многочисленных нарушениях. В Москве наблюдатели «Яблока» обнаружили на участках соцработников и представителей управ, которые вели учет проголосовавших граждан, а также зафиксировали массовое голосование избирателей по открепительным талонам, причем в Останкинском районе столицы группа граждан проголосовала на нескольких участках. То же отмечают и наблюдатели КПРФ – они сообщают о сборе участников «карусели» у метро Красногвардейская: около 50 автомобилей, по 4-5 человек в каждом. «Бригадиры» раздавали им открепительные удостоверения, карты с отмеченными на них номерами избирательных участков, где нужно голосовать. Наблюдательницу от КПРФ на участке №2060 Наталью Наздрачеву удалили из помещения для голосования, когда она попыталась зафиксировать вброс бюллетеней: настаивала на опечатывании урны №2, препятствуя голосованию избирателей, говорится в решении участковой комиссии.

Электоральное поле было зачищено задолго до дня голосования, констатирует председатель Межрегионального объединения избирателей «Голос» Андрей Бузин: в Москве даже выборы по одномандатным округам свелись к соревнованию все тех же парламентских партий. Милицию использовали для разгона агитаторов оппозиционных партий, а «Единая Россия» получила поддержку через районные газеты – более 250 наименований, общий тираж 7 млн экземпляров. Часть прямых фальсификаций можно будет зафиксировать, опираясь на официальные данные, говорит Бузин, но показательным будет уровень неявки на выборы и количество испорченных бюллетеней.

И все-таки – «Единая Россия»

По данным ВЦИОМ, рейтинг «Единой России» в Москве составил 54%, КПРФ – 7%, «Справедливой России» и ЛДПР – 4%. По данным «Левада-центра», на выборах в Москве за единороссов – 55%, 16,6% – за КПРФ, за ЛДПР – 8,3%, за эсеров – 5,4 %, за «Яблоко» – 2,8%. Оба социологических центра оценивают протестный электорат в 15%.

Директор ВЦИОМ Валерий Федоров говорит, что небольшое снижение рейтинга партии власти было зимой, но потом восстановилось к докризисному уровня: «Перед лицом опасности общество либо разбегается в стороны, либо сбивается в кучу к силе и лидерам, на которых можно надеяться».

Секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин объяснил, почему единороссы рассчитывают на общий успех: это единственная партия, выдвинувшая кандидатов для замещения 91,43% избираемых должностей. КПРФ нашла кадры для замещения лишь 11,69%, «Справедливая Россия» – 9,11%, а ЛДПР – 8,27% мест.

Эксперт по выборам Александр Кынев считает, что оппозиция своим бездействием сыграла на повышение рейтинга «Единой России»: «Кампании проходили при практически полной апатии партий». Выборы стали диагнозом партийной системе России: количество партий сократилось до минимума, в большинстве случаев они согласовывали списки, считая, что у каждой своя ниша, денег на борьбу из-за кризиса не было, и в лучшем случае они повторяли старые лозунги. «Яркие кампании были разве что на муниципальном уровне, где еще осталась борьба личностей и общественных организаций», – заметил Кынев, а в Москве уровень протеста повышали незарегистрированные кандидаты.

«На оппозицию работает кризис, но не сама она», – констатирует Кынев: результаты оппозиции на этих выборах будут выше, но это выражение недовольства, а не заслуга партийцев.