Офшорным компаниям разрешили не регистрироваться в России

Регистрировать работающие в России офшоры в реестре юридических лиц президентский совет по кодификации больше не хочет. Информацию о бенефициарах таких компаний потребуют у самих офшоров
В.Баранов

Весной в бюджетном послании президент Дмитрий Медведев потребовал законодательно пресечь возможности российских бизнесменов минимизировать налоги, используя иностранные компании. Речь шла о случаях, когда в сделке с российскими активами участвует офшорная компания, но ее бенефициар – не резидент страны с льготным налогообложением.

В одобренной в минувшую среду Медведевым итоговой версии концепции развития законодательства о юридических лицах (подготовлена советом по кодификации, есть у «Ведомостей») не оказалось и следов жесткого регулирования работы офшорных компаний в России. По сравнению с начальным вариантом, опубликованным полгода назад, из итогового исключен пункт о регистрации работающих в России офшоров в едином реестре юридических лиц с обязательным раскрытием информации об учредителях и выгодоприобретателях. Без такой регистрации по задумке авторов офшоры не могли бы совершать сделки или приобретать имущество.

«Идея с регистрацией офшоров была интересная», – жалеет о пропаже сотрудник налоговых органов. Сейчас, если обнаруживается офшор с большими оборотами, всегда встает проблема быстрого поиска бенефициаров, объясняет он, иногда в этом помогают данные антимонопольной службы по аффилированным лицам. Но вот на запрос информации, например, у Кипра уходит полгода, а то и год, причем без гарантии ответа, жалуется он, а нужна информация в течение двух месяцев, пока идет проверка.

Правда, совсем без внимания офшоры не оставят. В четверг на президиуме правительства обсуждался проект изменений в межгосударственное соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения, согласованный министерствами финансов обеих стран еще в апреле. По нему киприоты обязуются предоставлять информацию (в том числе о конечных бенефициарах фирм), даже если это банковская тайна, а также личная тайна агента или доверительного управляющего. Причем запрос становится обычным административным требованием, которое не нуждается в судебной проверке. В обмен Минфин России исключит Кипр из своего списка офшоров, что уменьшит налоговую нагрузку на выплачиваемые с Кипра в Россию дивиденды.

Представитель Минфина уже объяснял, что новое соглашение с Кипром станет модельным для других офшорных зон и что ведутся переговоры о перезаключении аналогичных соглашений с Люксембургом, Австрией и Швейцарией. Соглашения будут меняться по мере продвижения соответствующих переговоров, говорит директор департамента Минфина Илья Трунин: «Швейцария – в числе приоритетов».

Правительство пока не одобрило изменения в соглашение с Кипром. По словам представителя правительства, при их обсуждении возникли вопросы по работе офшорных компаний, поэтому проект был отправлен на доработку.

Трунин затруднился сказать, сколько для этого потребуется времени.