Медицинских представителей отгоняют от врачей

Региональные чиновники начали выполнять требование Владимира Путина о запрете работы представителей фармкомпаний в больницах и поликлиниках. Не дожидаясь законодательных изменений, им не разрешают приходить в приемные часы врачей или рекомендуют общаться только с руководством медучреждений

Сколько тратят. 10-50%

российских бюджетов тратят фармацевтические компании на содержание штата медпредставителей, говорит Давид Мелик-Гусейнов из «Фармэксперта». Процент зависит от того, есть ли у компании локальное производство.

Владимир Путин две недели назад потребовал «запретить деятельность так называемых фармпредставителей, работающих в медучреждениях». Это консультанты, работающие на производителей лекарств и рассказывающие врачам о препаратах своей компании, прямыми продажами они не занимаются. «Фармацевтические концерны доплачивают специалистам за то, что они выписывают пациентам производимые этими компаниями препараты», – возмутился Путин. Они оплачивают семинары и конференции для врачей, «в том числе с выездом на теплые моря», негодовал премьер. Поправки, регулирующие деятельность медпредставителей, сейчас готовит ФАС, рассказал руководитель управления контроля социальной сферы и торговли Тимофей Нижегородцев. Минздравсоцразвития также «прорабатывает вопрос о законодательном закреплении порядка взаимодействия между производителями и медицинским сообществом», сообщил представитель министерства.

Но в некоторых регионах дожидаться изменений в законах не стали. В нескольких регионах уже ограничили деятельность медпредставителей, рассказали «Ведомостям» топ-менеджер российской фармкомпании и руководитель одной из профильных ассоциаций. Например, еще 15 октября начальник управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности Алтайского края Валерий Елыкомов отправил в больницы и поликлиники письмо, в котором рекомендовал «запретить визиты медицинских представителей в часы работы врачей без предварительного согласования с администрацией больницы» (документ есть у «Ведомостей»; такое письмо действительно было отправлено, подтвердила представитель управления). Ограничения в ближайшее время могут появиться и в Красноярском крае: по словам представителя краевого минздрава Оксаны Аникановой, министр «дал поручение изучить вопрос взаимодействия краевых и муниципальных лечебных учреждений с представителями фармпроизводителей». О том, что фармпредставителям «давно пора закрыть дорогу» в больницы и поликлиники, чиновникам рассказали сами медики, утверждает Аниканова. Свои ограничения вводят и отдельные медучреждения: по словам заместителя главврача одной из государственных поликлиник Ростова, на ближайшей планерке медперсоналу объявят, что медпредставители должны общаться только с администрацией поликлиники, а не непосредственно с каждым врачом. Никаких ограничений от региональных властей не поступало, продолжает она, решение было принято самостоятельно после выступления Путина.

«Мы настойчиво рекомендуем фармкомпаниям соблюдать положения этических кодексов (их приняли члены крупнейших отраслевых ассоциаций и отдельные компании. – «Ведомости»), давно существующих на рынке», – говорит зампред комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Захар Голант. Писем с указаниями, по его словам, писать не планируется. Например, этический кодекс Ассоциации международных фармпроизводителей запрещает предлагать врачам деньги или их эквивалент (например, подарочные сертификаты), все подарки должны быть связаны с профессиональной деятельностью (например, справочники или подписка на журналы), другие подарки можно дарить только на Новый год, день рождения, 8 Марта и День медицинского работника.

Представитель московского департамента здравоохранения на запрос «Ведомостей» не ответил.

Фармкомпании опасаются, что запрет деятельности медпредставителей заморозит рынок. Существеннее всего ограничение визитов медпредставителей повлияет на продвижение рецептурных препаратов, говорит директор по исследованиям «Фармэксперта» Давид Мелик-Гусейнов. «Практически невозможно будет вывести на рынок инновационный препарат или первый дженерик – врачи, лишившись доступа к информации о новинках, будут выписывать то, к чему привыкли», – ожидает топ-менеджер российской фармкомпании. Но вместо запрещенных визитов к врачам фармкомпании могут найти и новые способы продвижения препаратов, например городские или краевые конференции, которые врачи могут посещать в нерабочее время, говорит Мелик-Гусейнов.