Иран отказался отдавать свой уран для дообогащения за рубеж

Иран отказался отдавать свой уран для дообогащения за рубеж. МАГАТЭ выступило с новой идеей: хранить низкообогащенный иранский уран в Турции

Об отказе Ирана отдавать свой низкообогащенный уран за рубеж для его последующей переработки сообщил в субботу председатель парламентской комиссии по международным делам и нацбезопасности Ирана Алаэддин Боруджерди. «Иран не собирается отдавать никакую часть из своих 1200 кг урана, обогащенного на 3,5%, для получения урана, обогащенного на 20%», – цитирует его агентство ISNA.

Схема, отвергнутая Тегераном, предполагала вывоз из Ирана почти 80% его запасов урана (те самые 1200 кг) – сначала в Россию для его дообогащения до 19,75%, а затем во Францию, где из него должны были сделать топливные сборки для исследовательского реактора в Тегеране. В таком виде уран уже нельзя использовать для создания атомной бомбы (что сняло бы озабоченность Запада), но можно получать радиоизотопы для медицинских целей, которыми Иран и обосновывал потребность в развитии ядерных программ. Недовольство Тегерана этим предложением стало очевидно еще в начале прошлой недели: сразу несколько иранских политиков высказали опасения насчет вывоза такого объяема урана за пределы страны. Тот же Боруджерди говорил, что альтернативой могла бы стать покупка за рубежом пригодного для реактора в Тегеране топлива без экспорта иранского урана. Нежелание экспортировать свой уран за границу связано с недоверием к Западу: гарантий, что уран вернется в страну, нет, мотивировал позицию иранских властей парламентарий Ахмад Авайи (его высказывание приводит воскресная Tehran Times).

«Со стороны Ирана наблюдается абсолютное недоверие», – признал в четверг очевидное и гендиректор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи в интервью New York Times. А в субботу, реагируя на заявления Боруджерди, Барадеи выдвинул новую инициативу: Иран передает запас малообогащенного урана Турции, где он будет находиться в качестве залога, пока Тегеран не получит уран, обогащенный в России. «Турции Иран доверяет», – пояснил он, добавив, что и у США участие Турции не вызовет возражений. Анкара, однако, таких предложений от МАГАТЭ пока не получала, утверждает турецкая Hurrieyet.

Идея, выдвинутая аль-Барадеи, вполне разумна, сказал «Ведомостям» сотрудник МАГАТЭ, но она не решит главную проблему – проблему расхождений в политическом руководстве Ирана. По его словам, МАГАТЭ получило ряд сигналов о заинтересованности президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада в сотрудничестве, но часть иранской элиты по-прежнему противится любым сделкам с Западом.

Очевидно, это понимают и на Западе, где наряду с призывом к сотрудничеству все чаще звучат разговоры о санкциях. Сотрудник МАГАТЭ считает маловероятным согласие России и Китая на санкции против Ирана в Совбезе ООН, но уверен, что США, Великобритания и Франция могут пойти на введение односторонних санкций. В конце октября один из профильных комитетов палаты представителей США уже одобрил законопроект, позволяющий президенту применять санкции к американским компаниям, поставляющим нефтепродукты в Иран (40% бензина в стране – импорт).

Иранская ядерная программа станет одной из ключевых тем в кулуарах сегодняшних мероприятий в Берлине по случаю 20-летия падения Берлинской стены, на которое съедутся многие мировые лидеры, в том числе и российский президент. «Если иранское руководство займет менее конструктивную позицию, то теоретически возможно все что угодно», – заметил в субботу в интервью немецкому журналу Spiegel Дмитрий Медведев, подразумевая санкции.