Россия защищается от борьбы с коррупцией

Эксперты почти не заметили усилий российских властей в деле противодействия коррупции. Россия на 146-м месте из 180

Центр антикоррупционных исследований «Трансперенси интернешнл» опубликовал индекс восприятия коррупции за 2009 г. (составляется по результатам опросов экспертов и бизнесменов, которые оценивают уровень коррупции в госсекторе по 10-балльной шкале). У России этот показатель – 2,2 балла. Она заняла 146-е место из 180 стран, оказавшись в одном ряду с Камеруном, Эквадором, Кенией, Украиной и Зимбабве (лучше показатель у Гондураса). На самых низких позициях индекса оказываются слабые, нестабильные, разоряемые войнами страны, отмечают авторы индекса: Сомали, Афганистан, Судан и Ирак. Высокий уровень индекса свидетельствует о политической стабильности и функционировании публичных институтов: наивысшую оценку получили Новая Зеландия (9,4), Дания (9,3), а также Сингапур и Швеция (по 9,2).

В прошлом году Россия набрала 2,1 балла и заняла 147-е место из 180 возможных. Оптимисты могут расценивать изменение на 0,1 балла как улучшение, но реальный уровень коррупции не снизился, уверена директор центра «Трансперенси интернешнл-Р» Елена Панфилова. По оценке правоохранительных органов, отмечает Панфилова, объем коррупционного рынка в России достигает $300 млрд. А размер средней взятки, по данным МВД, вырос с 8000 руб. в прошлом году до 27 000 руб. в нынешнем. Эксперты просто отдали должное законодательным инициативам российских властей в деле борьбы с коррупцией, которые принимались на протяжении последних полутора лет, объясняет Панфилова, но практика их применения оставляет желать лучшего.

Действия российской бюрократии идут вразрез с политическими декларациями, отмечают в «Трансперенси». Так, Россия оказалась в числе стран, которые заблокировали принятие на конференции стран – участниц Конвенции ООН против коррупции (завершилась 13 ноября в Дохе) действенного механизма контроля за выполнением требований конвенции. Ссылаясь на необходимость «защиты суверенитета» и невозможность допустить «вмешательство во внутренние дела», Ангола, Алжир, Венесуэла, Египет, Зимбабве, Иран, Китай, Пакистан и Россия выступили против проведения независимых проверок на собственной территории, участия в таких проверках общественности и публикации итоговых докладов.

Антикоррупционные законы приняты, но с точки зрения объемов и масштабов коррупции ничего не изменилось, потому что с коррупцией никто всерьез не борется, согласен депутат Госдумы Геннадий Гудков, хорошо бы объединить силы нации вокруг решения амбициозной задачи: догнать Гондурас.