Россия начинает торговать загрязненным воздухом

Россия наконец начнет отбирать проекты по привлечению инвестиций в сокращение выбросов в соответствии с Киотским протоколом. В декабре Сбербанк объявит первый конкурс среди компаний
А.Махонин

Минэкономразвития утвердило документацию для конкурсов по отбору проектов, осуществляемых в соответствии со ст. 6 Киотского протокола, ратифицированного Россией еще четыре года назад. Эта норма соглашения позволяет российским компаниям продавать иностранным партнерам сокращаемые выбросы парниковых газов, инвестируя полученные средства в энергосбережение. Приказ подписан министром Эльвирой Набиуллиной, сейчас находится на согласовании в Минюсте, рассказали два чиновника Минэкономрзвития. «Ведомости» ознакомились с правилами конкурса (см. приказ на www.vedomosti.ru).

Конкурс будет проводиться Сбербанком, который является оператором углеродных единиц (в них измеряются сокращаемые выбросы). Компании, которые могут принять участие в конкурсе, распределены по шести видам источников парниковых газов: энергетика, сельское хозяйство, лесное хозяйство, отходы, использование растворителей и других продуктов, промышленные процессы. Плата за участие в конкурсе взиматься не будет. Объем продаваемых выбросов не может превышать 30 млн т СО2-эквивалента.

Участвовать в конкурсе смогут только российские компании. «При отборе должно быть учтено все: возможности по созданию новых рабочих мест, внедрение новых технологий, все положительные эффекты от реализации проекта», – говорит чиновник Минэкономразвития. Заявка должна быть подана в течение 25 дней со дня размещения на сайте Сбербанка информации о начале конкурса.

Сбербанк за пять дней со дня приема заявки должен проверить, соответствует ли она формальным требованиям, и направить компании либо решение о принятии заявки, либо мотивированный отказ. Полную экспертизу или оценку заявки банк должен провести максимум за 45 дней. Ее результаты будет рассматривать экспертный совет, образованный самим Сбербанком.

«Это не конкурс в прямом смысле слова, а поэтапная процедура отбора заявок, – говорит руководитель дирекции по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования Сбербанка Всеволод Гаврилов. – Наша цель – одобрить все хорошо подготовленные проекты, и если они будут соответствовать требованиям эффективности, финансовой надежности и вклада в техническую модернизацию – то все в порядке». Главное – чтобы в проекте «не было следов трансфертного ценообразования», а средства, полученные от продажи квот, были инвестированы в проекты по технической модернизации предприятия, повышение энергоэффективности, говорит он. Если проект не пройдет конкурс, у компании будет возможность доработать его и снова подать заявку, обещает Гаврилов.

Первый конкурс может быть объявлен уже через неделю после того, как пройдет юридическая экспертиза нормативных документов, предположил Гаврилов. «Уже в декабре», – считает чиновник Минэкономразвития. Проектная документация, которая до сих пор находилась в Минэкономразвития (всего 40 проектов), будет передана в Сбербанк, говорит он: «Но для этого компания должна письменно обратиться в министерство с просьбой передать документы в банк». Пока ни одна из компаний документы в Сбербанк не передала, сказал его сотрудник. Группа «Илим» направит все четыре свои заявки из Минэкономразвития в Сбербанк в ближайшее время, утверждает директор по экологии группы «Илим» Андрей Андреев.

Рынок довольно скептически оценивает условия конкурса, говорит гендиректор Национальной организации поддержки проектов поглощения углерода Юрий Федоров: «Слишком долго – больше 2,5 года – правительство готовило новые правила». Критерии отбора конкурса кажутся субъективными, невозможно сравнивать экологичную эффективность проектов металлургической и нефтяной компании, заметил он. Впрочем, компании, прошедшие конкурс, все-таки получат выгоду от реализации Киотского протокола, заключает Федоров. Сотрудники четырех компаний, которые подготовили проекты, сказали «Ведомостям», что рады самому факту запуска работы, но обсуждать механизм отказались.