Протоколы готовили до подсчета бюллетеней

Председатель одного из московских избиркомов признал в суде, что заверяет протоколы об итогах выборов еще до того, как подсчитают голоса

В конце прошлой недели Головинский районный суд отказал «Яблоку», добивавшемуся отмены результатов выборов на участках 339 и 401 Левобережного района Москвы. По данным наблюдателей партии, на этих участках «Единой России» приписали в общей сложности 202 голоса, отобрав их у других партий. Это первое решение суда по инициированным партией искам об отмене результатов выборов в Мосгордуму, прошедших 11 октября («Яблоко» оспорило результаты голосования на 14 участках в 10 районах Москвы).

Представленные «Яблоком» копии протокола не являются доказательствами нарушений, поскольку не заверены надлежащим образом, утверждает в отзыве на иск председатель территориальной избирательной комиссии Левобережного района Римма Шабарова. Она утверждает, что копии протоколов никто не спрашивал и их никому не выдавали. А печати и подписи членов избиркомов на копиях, которые оказались у наблюдателей от «Яблока», могли появиться в результате хищения заверенных и подписанных членами участковых избиркомов бланков, которые были изготовлены заранее «для быстрого оформления копий протоколов» и лежали на столах председателей без присмотра.

Таким образом, теризбирком официально заявил о том, что была нарушена процедура подсчета голосов, подчеркивает представитель «Яблока» Игорь Яковлев: по закону протокол оформляется и заверяется после пересчета бюллетеней.

Адвокат «Яблока» Ирина Домбровская обратила внимание суда и на другие несоответствия. Тем не менее представитель Мосгоризбиркома заявил, что не видит оснований пересматривать итоги выборов: это делается, если нет возможности установить результат волеизъявления, а одного перечисления нарушений недостаточно.

Выдача копий с заведомыми недостатками – массовая технология, которая фактически позволяет избиркомам впоследствии отвергать все претензии к результатам подсчета голосов, констатирует политолог Александр Кынев. По закону за такие нарушения должны отвечать руководители избиркомов (предусмотрен штраф в размере 1500–2000 руб.), но никого не наказывают.

Такие случаи бывали, в частности – по итогам федеральных выборов, говорит член Мосгоризбиркома Вячеслав Шуленин. По его словам, МГИК заинтересован в привлечении к ответственности нарушителей в тех случаях, когда в их действиях выявлен умысел. Но процедура подведения итогов голосования достаточно сложна, и бывает, что комиссии не могут выполнить весь набор формальных требований. Прокуратура сейчас проводит по каждому конкретному случаю проверку, туда были переданы представленные «Яблоком» копии протоколов, напоминает Шуленин. МГИК, по его словам, ожидает окончания этой работы.