Чиновники сэкономят на аэродромах

Финансирование в 2010 г. урезано на 64%, региональной аэродромной инфраструктуре грозит дальнейшая деградация.
А.Махонин

Финансирование аэродромной сети из федерального бюджета в 2010 г. будет сокращено на 64% по сравнению с плановым показателем, до 24,3 млрд руб., сообщил заместитель руководителя Росавиации Константин Махов (цитата по "Интерфаксу"). По его словам, состояние аэродромной сети требует финансирования из бюджета ежегодно в объеме 65-70 млрд руб., "если и впредь этот уровень будет значительно ниже, то нам придется сокращать пропускную способность аэропортов".

Финансирование было урезано и в 2009 г. – с 31,3 млрд руб. до 21 млрд руб., отметил Махов. В итоге не были завершены работы по реконструкции взлетно-посадочных полос в аэропортах Самары, Южно-Сахалинска, Калининграда, Махачкалы, Магадана, а также – по установке систем светосигнального оборудования в аэропортах Минеральных Вод, Сыктывкара.

Из-за дефицита средств затягивается реконструкция аэродромов московского авиаузла ("Шереметьево", "Внуково", "Домодедово"), аэродромов Якутска, Самары, Минеральных Вод, Южно-Сахалинска, Магадана, сказал Махов.

В следующем году на аэропорты московского узла будет направлено 4,9 млрд руб., в том числе более половины этой суммы получит "Внуково" (около 3 млрд руб.), на "Домодедово" и "Шереметьево" в среднем придется по 1 млрд руб.

Махов уточнил, что московские аэропорты находятся в наилучшем состоянии, однако для поддержания аэропортовой инфраструктуры ежегодно каждый из них требует 2 млрд руб.

Больше всего средств получат аэропорты Сочи (7 млрд руб. в связи с предстоящей Олимпиадой в 2014 г.) и Владивостока (3,6 млрд руб.; там пройдет в 2012 г. саммит АТЭС). Более десяти аэропортов Дальнего Востока и Забайкалья получат всего 2,3 млрд руб.

В ситуации, когда российские перевозчики покупают все больше иностранных самолетов, дефицит инвестиций в инфраструктуру может привести к тому, что аэропорты не смогут обеспечивать нормальное развитие авиатранспортной системы, опасается Махов.

В материалах Росавиации указывается, что "в связи с оптимизацией бюджета на 2010-2012 гг. предполагается уменьшение объема капитальных вложений в аэропортовую инфраструктуру на 52%, до 70 млрд руб.".

В условиях дефицита бюджетных средств всегда есть сооблазн сэкономить на том, что "не взорвется сегодня", считает аналитик "Авиапорта" Олег Пантелеев. Но если аэродромы не поддерживать на должном техническом уровне, не обновлять оборудование и пр., то есть риск получить "бомбу замедленного действия", продолжает он. Учитывая, что аэродромной инфраструктурой (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и пр.) владеет государство, говорить о частных инвестициях в эти проекты не приходится. По словам Пантлеева, с 1990-х гг. в России закрыто более 600 аэродромов, и не исключено, что число может увеличиваться. При таком подходе не стоит и рассчитывать на повышение мобильности россиян – о чем не раз говорили сами же чиновники, резюмирует эксперт.