Игорь Сечин защищает российский бюджет от Белоруссии

Москва предупредила Минск, что не готова предоставлять безоговорочные льготы по поставкам нефти и газа в 2010 г. Согласовать условия пока не удается, цена расхождений для российской казны – до $3,2 млрд. Договориться нужно к 1 января

Прежние льготы

Контракт «Газпрома» и «Белтрансгаза» подписан 31 декабря 2006 г. после конфликта перед самым боем курантов. Документ предполагал, что в 2011 г. «Газпром» будет получать от Белоруссии те же доходы, что и в Европе; будет формула: цена для Польши минус 30% экспортной пошлины и разница в расходах на транспорт. На 2008–2010 гг. также были скидки к формуле: 33% в 2008-м, 20% – в 2009-м, 10% – в 2010-м. Сначала Белоруссия добилась специального поправочного коэффициента, сэкономив в 2008 г. около $700 млн, а год назад – отмены поправочного коэффициента и 30%-ной скидки на 2009 г. (сэкономив под $1,5 млрд, говорит чиновник Минэнерго). Прогноз по цене для Белоруссии на 2010 г. – $161–166/1000 куб. м (+8–11% к 2009 г.).

Российский бюджет много лет нес потери из-за льготных поставок нефти в Белоруссию, заявил в пятницу вице-премьер Игорь Сечин. Теперь Минску сделано «беспрецедентное» предложение: в 2010 г. он получит беспошлинно только ту нефть, которая нужна для внутреннего потребления – около 6 млн т. Все остальное – со «100%-ным сбором таможенных платежей». Цены на газ повысятся в соответствии с контрактом – рост будет минимальным, в пределах инфляции (см. врез и www.vedomosti.ru).

Минск ждал большего. Белоруссия должна получить беспошлинно 8–9 млн т российской нефти, говорил неделю назад вице-премьер страны Владимир Семашко. Доходы России от поставок остальной нефти (12,5–13,5 млн т) – в соответствии с соглашением 1995 г.: 85% экспортной пошлины на нефтепродукты, которые будут произведены в Белоруссии из российского сырья. Цены на газ в 2010 г. должны остаться на уровне этого года, отмечал госсекретарь Союзного государства Белоруссии и России Павел Бородин. Оба чиновника апеллировали к договоренностям президентов Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко, поручивших доработать детали вице-премьерам.

Президенты встречались 10 декабря. Итоги переговоров не обнародованы. Все, что сказал Медведев: «Мы приняли принципиальное решение – положительно ответить на различные обращения, касающиеся того, как будет происходить сотрудничество в нефтяной сфере».

На переговорах просто прозвучали две позиции – Москвы и Минска, отмечает чиновник Белого дома, теперь они объявлены Сечиным и Семашко, а договориться нужно к 1 января. Тот же срок назвал и Сечин. Заявления вице-премьера «целиком и полностью» отражают позицию России, говорит представитель правительства Дмитрий Песков.

Цена уступок

С 2007 г. поставки нефти в Белоруссию облагались льготной пошлиной, скидка в этом году – 64,4%. Баррель российской Urals стоил в среднем $62, а для Белоруссии – $45,9, отмечает Денис Борисов из Банка Москвы. Доходы России от пошлины по поставкам в Белоруссию составили в 2009 г. всего $1,7 млрд, на льготах бюджет потерял $3 млрд, добавляет эксперт.

При схеме, описанной Сечиным, казна в 2010 г. потеряет $1,3 млрд на беспошлинных поставках 6 млн т нефти, но зато заработает $3,4 млрд на экспорте остальных 15,5 млн т (общий план Белоруссии по закупкам – 21,5 млн т), подсчитал Борисов. При схеме от Семашко российский бюджет в минусе – около $2 млрд потерь на «льготных» 9 млн т и всего $900 млн дохода от пошлин с нефтепродуктов при Urals $65/барр., добавляет эксперт.

Россия готова предоставить дополнительные льготы, если крупнейший нефтекомплекс Белоруссии – «Нафтан-Полимир» при приватизации достанется «Роснефти» или «Лукойлу», отмечают два российских чиновника, министерства которых участвуют в переговорах. После встречи президентов Семашко говорил, что продажа «Нафтан-Полимира» может пройти «в ближайшее время». Но затем фонд госимущества Белоруссии заявил, что пока не готовит приватизацию предприятия.

В 2006 г. споры по нефти и газу привели к конфликту, в январе 2007 г. даже останавливался нефтепровод «Дружба». Но на этот раз конфликта не будет, уверен Сечин: «У нас нет больших разногласий». В субботу он провел очередной раунд переговоров с Семашко, говорят три российских чиновника. Но пока решений нет, отмечает один из них. Представитель Сечина от комментариев отказался, с представителем Семашко в выходные связаться не удалось.