США не готовы ослабить контроль за российскими баллистическими ракетами

Президентам Дмитрию Медведеву и Бараку Обаме не удалось договориться о дате подписания нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. США не готовы ослаблять контроль за российскими ракетами. Перезагрузка отношений двух стран остается декларацией, отмечают эксперты
Д.Гришкин

В центре беседы был договор СНВ, мы добились прогресса», – констатировал на переговорах в Копенгагене Обама. Медведев добавил, что позиции близки, а обсуждавшиеся вопросы закрыты. Но сроки подписания нового договора президенты и переговорщики не назвали.

По словам источника в российской делегации, президенты специально согласовали графики поездок по Европе, чтобы 18–19 декабря подписать общий договор, а позже в приложениях зафиксировать детали. Но американцы заблокировали подписание, говорит источник, близкий к российскому МИДу: не удалось определить уровень контроля за российскими ракетами.

США с 2000-х гг. не проводят испытаний, а за российскими продолжают следить, пользуясь тем, что ракета (в соответствии с договором СНВ-1) передает данные о полете открыто, а не в зашифрованном виде. Но, по данным российского эксперта, знакомого с ходом переговоров, и одного из руководителей Госдумы, на прошлой неделе стороны пришли к компромиссу: телеметрия будет открыта в ограниченном количестве случаев. Россия пошла навстречу США, но это не удовлетворило американцев, подтвердил источник, близкий к МИДу.

Накануне встречи министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что «в последние пару дней» Россия заметила «торможение в позиции американских переговорщиков». По его словам, нерешенными остаются вопросы по обеспечению «глубоких сокращений стратегических наступательных вооружений» и «механизмов, которые были бы адекватны новому <...> договору, которые были бы облегченными и менее затратными». Американские чиновники, пишет NYTimes, опровергли заявления Лаврова, но подтвердили, что не решены вопросы контроля: Россия хочет оставить в тайне детали создания ракет нового поколения.

По словам члена российской делегации, американские переговорщики готовятся к подписанию договора в январе, но прогнозировать что-то сложно: Россия упустила шанс заключить его, когда это было важно для США (5–10 декабря, накануне получения Обамой Нобелевской премии мира), а теперь все может затянуться до апреля.

Оппозиция в сенате недовольна высылкой американских инспекторов из Воткинска после окончания СНВ-1 и настаивает на сохранении открытости телеметрии, говорит эксперт Центра по изучению проблем разоружения Евгений Мясников, хотя для нового договора этот вопрос практического значения не имеет. Для СНВ-1 эта мера позволяла установить, сколько боеголовок физически может нести ракета, теперь сторонам нужно решить, как контролировать реальное число боеголовок, отмечает он.

США говорят о перезагрузке отношений с Россией, но на практике доверять не готовы и пользуются доводами конца 70-х гг., отмечает источник, близкий к МИДу. Перезагрузка отношений – условный термин, Россия и США пока не готовы доверять друг другу, говорит политолог Алексей Арбатов.