Талибы могут снова прийти к власти в Афганистане


Талибы <...> это часть политического ландшафта Афганистана на настоящем этапе. Вопрос в том, готовы ли они играть легитимную роль. Я имею в виду участие в выборах, а не теракты», – заявил в пятницу министр обороны США Роберт Гейтс. До сих пор позиция Вашингтона состояла в том, что никакие мирные переговоры с талибами невозможны.

Гейтс также сообщил, что рядовых бойцов можно попытаться убедить сложить оружие с помощью денег Запада – это должен предложить президент Афганистана Хамид Карзай.

И действительно, через несколько часов в интервью BBC Карзай огласил основные тезисы своего плана: «Афганский народ должен добиться мира любой ценой <...> Тем, кто готов вернуться к мирной жизни, мы готовы дать возможность работать, найти работу, получить защиту, переселить при необходимости». Мирное предложение, по словам Карзая, не распространяется на пособников «Аль-Каиды» и террористов.

Помимо талибов, две наиболее влиятельные оппозиционные силы Афганистана – Исламская партия Афганистана (ИПА) Гульбеддина Хекматьяра и боевики Сираджуддина Хаккани. В пятницу обнародована видеозапись интервью с лидером ИПА. Хекматьяр заявил, что готов говорить с Карзаем при выполнении определенных условий: выводе всех иностранных войск из Афганистана и всеобщем перемирии. После этого могут быть проведены всеобщие выборы, на которых, полагает Хекматьяр, его партия может получить до 70% голосов.

О таких переговорах Хекматьяр мечтает с того момента, как прекратил военное сотрудничество с талибами, это было в 2007 г. Спецпредставитель президента США в Афганистане и Пакистане Ричард Холбрук не принял всерьез предложение полевого командира, так как не видит разницы между Хекматьяром и другими оппозиционными силами. «У всех разное происхождение и ориентация. Но все они действуют вместе и связаны с «Аль-Каидой», – уверен Холбрук.

Ни Сираджуддин Хаккани, ни лидер талибов мулла Омар вопрос примирения с правительством Карзая пока не поднимали. Но эксперты сочли, что террористической атакой на Кабул в прошлый понедельник талибы пытались показать свою истинную роль в политической жизни страны.