Российский истребитель пятого поколения улучшит продажи нынешних самолетов

Первый полет истребителя Т-50 подтвердил потенциал российского авиапрома и улучшит продажи истребителей четвертого поколения

Первый полет опытного образца истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) состоялся в пятницу в Комсомольске-на-Амуре. Премьер Владимир Путин заявил, что промышленность должна уже до конца 2013 г. передать первые машины учебному центру ВВС. Поступление самолета в войска по ранее объявленным планам должно начаться в 2015 г.

Генеральный конструктор «Сухого» Михаил Погосян сразу же напомнил, что на базе Т-50 предстоит создать истребитель пятого поколения для ВВС Индии. Погосян уверен, что новая машина по критерию стоимость/эффективность будет превосходить западные аналоги и не только обеспечит мощь ВВС России и Индии, но и сможет быть поставлена третьим странам.

Аналог у ПАК ФА один – американский тяжелый истребитель F-22 Raptor, производство которого планируется свернуть к 2012 г., его стоимость превышает $130 млн за единицу. Разрабатывается более дешевый легкий истребитель пятого поколения F-35, но он имеет меньшие возможности по завоеванию господства в воздухе, нежели F-22. По словам источника, близкого к руководству «Сухого», ожидается, что стоимость Т-50 в серии будет на несколько десятков миллионов долларов ниже, чем у F-22.

Программа ПАК ФА – подлинная проверка потенциала российского авиапрома, говорит редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов, теперь он будет иметь совсем другой вес на фоне европейских и китайских конкурентов: в Европе такой самолет даже не планируют создавать, а когда будет первый полет китайской машины, никому не известно. Полет ПАК ФА благотворным образом скажется и на продажах российских истребителей предыдущего поколения – Су-30, Су-35, МиГ-35, ведь иностранные заказчики будут уверены в том, что российская военная авиапромышленность имеет долгосрочные планы и уникальный потенциал.

Продажа военных самолетов – основная часть российского военного экспорта, в прошлом году, по словам гендиректора «Рособоронэкспорта» Анатолия Исайкина, доля авиатехники в общем экспорте ($8,5 млрд) составила около половины.

По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, российские и индийские ВВС смогли бы в перспективе закупить около 350–400 самолетов этого типа, что сделает проект коммерчески оправданным. В дальнейшем истребитель смог бы экспортироваться и в ряд богатых арабских и азиатских стран, сохраняя конкурентоспособность российского авиапрома до середины XXI в., отмечает эксперт.