Бастрыкин больше не против "русского ФБР"

Председатель СКП мог сменить свою позицию под влиянием президента Медведева и начавшейся реформы МВД.
М.Стулов

Председатель Следственного комитета при прокуратуре (СКП) Александр Бастрыкин больше не возражает против объединения всех следователей в одном ведомстве и создания единого следственного комитета. Он считает, что время для этого пришло.

Об этом председатель СКП заявил сегодня утром на коллегии комитета, подводящей итоги 2009 г. Он сказал о необходимости ввести упрощенную форму расследования по очевидным преступлениям. И в связи с этим заметил, что также может оказаться целесообразным создание единого следственного комитета. Раньше СКП предлагал воздержаться от объединения, так как находился в стадии формирования, теперь она позади и могут быть другие подходы.

Идея объединения всех следователей в одном ведомстве - русском аналоге американского Федерального бюро расследования - всерьез стала обсуждаться еще до создания СКП в 2007 г. Предполагалось, что в "русском ФБР" будут работать следователи из МВД, ФСБ, прокуратуры и Госнаркоконтроля, а выделение прокурорских следователей в автономный комитет - СКП - является лишь первым шагом в этой реформе. За ее продолжение с тех пор ратовала Генпрокуратура.

Бастрыкин же, силовик, считающийся близким к премьеру Владимиру Путину, напротив, говорил, что дальнейшее укрупнение следственного ведомства только повредит делу. Это потребует больших финансовых затрат. "В Казахстане создали единый следственный орган, но реформу вскоре отменили: пришли к выводу, что она была ошибочной. Объединение всего и вся — вопрос, который надо очень серьезно взвесить", - рассуждал председатель СКП в интервью "Ведомостям" в июле 2009 г.

Однако в связи со стартовавшей в конце прошлого года реформой МВД этот вопрос вновь оказался актуализированным. По итогам ее обсуждения, которое по предложению президента Дмитрия Медведева провела Ассоциация юристов России, были выработаны инициативы, в числе которых - создание единого следственного комитета. На заседании АЮР в числе прочего звучали предложения вычленить из МВД следствие по тяжелым преступлениям, оставив легкие дознавателям: таким образом милицейские следователи перейдут на работу в единый следственный комитет, а дознаватели объединятся в федеральную полицию. Правда в итоговые предложения АЮР последняя инициатива не вошла.

Источник, близкий к администрации президента, говорит, что Медведев все больше склоняется к созданию единого следственного комитета, хотя сроки реформы еще не ясны. Главное же сомнение связано с тем, что трудно быстро без серьезных потерь для федерального бюджета дотянуть оклады милицейских следователей до прокурорских. Об этом также говорил в июльском интервью Бастрыкин: "Мы гордимся тем, что у нас нет кадрового голода. А у следователей МВД зарплата вдвое меньше. При том что их гораздо больше — 56 000 человек (в СКП — 7730). Плюс наркоконтроль. Плюс ФСБ. Мы же не можем нашим следователям урезать оклады или не дать вновь приходящим тех же условий".

Сегодня он снова дал понять, что к такой реформе надо подходить очень осторожно, чтобы не повредить уже существующей системе расследования.