Что запрещено сотрудникам госкорпораций

Сотрудников госкорпораций не заставят жить на одну зарплату. Они смогут получать прибавку в советах директоров дочерних структур и играть на бирже

Минэкономразвития подготовило проект поправок в закон «О некоммерческих организациях», содержащий 12 запретов для сотрудников госкорпораций и госкомпании «Автодор» (копия есть у «Ведомостей»). По словам директора департамента министерства Ивана Осколкова, поправки уже обсуждались с госкорпорациями, а сейчас будут направлены на межведомственное согласование.

По сравнению с версией, направленной в январе в госкорпорации, число запретов уменьшилось на четверть. Тогда сотрудников госкорпораций предлагалось практически уравнять с госслужащими. Им запрещалось участвовать на платной основе в работе органов управления коммерческой организации и приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход (в случаях, установленных законом). В последней версии поправок ограничений по ценным бумагам нет вовсе. А получать вознаграждение в советах директоров сотрудникам госкорпораций разрешено, если речь идет об их дочерних и зависимых компаниях (при условии, что получено разрешение наблюдательного совета).

«Если решение о вознаграждении утверждает набсовет, то будет возможность контролировать конфликты интересов и со стороны оценить разумность такой мотивации и ее роль в общей мотивации менеджера госкорпорации», – считает Осколков. Пункт о ценных бумагах исключен в первую очередь для того, чтобы сохранить возможности опционных программ, продолжает он: к тому же на практике такие сделки очень трудно контролировать.

Исключены еще два запрета. Сотрудникам госкорпораций и «Автодора» не стали запрещать публично высказываться в отношении деятельности своей организации и даже руководства. Также от них не будут требовать «прекращать исполнение обязанностей для урегулирования служебного спора».

Участие руководителей и топ-менеджеров госкорпораций в работе их «дочек» и других компаний не редкость. Гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко входит в совет директоров «Интер РАО ЕЭС», предправления ВЭБа Владимир Дмитриев – «Аэрофлота» и «Новатэка», а гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов – член совета директоров сразу пяти ОАО: «Объединенные автомобильные технологии», «Оборонпром», «АвтоВАЗ», «Камаз» и «ВСМПО-ависма».

Сейчас зарабатывать в «дочках» и играть на бирже с их акциями сотрудникам госкорпораций ничто не мешает. Но после истории с предправления Фонда ЖКХ Константином Цициным (после претензий Генпрокуратуры ему пришлось вернуть годовой бонус в 16,5 млн руб.) этой проблеме стали уделять внимание, говорит сотрудник одной из госкорпораций: вводятся внутренние правила, вопросы выносятся на обсуждение комиссий по этике.

Сотрудники «Роснано» по внутренним правилам не получают вознаграждение за участие в органах управления других компаний, сказала представитель госкорпорации Ирина Шабанова. По словам представителя «Ростехнологий», в госкорпорации аналогичное правило негласно ввел Чемезов. Работники АСВ, по словам замгендиректора агентства Андрея Мельникова, даже участвуя в органах управления санируемых банков, получают вознаграждение из сметы самой госкорпорации.

Сотрудники «Росатома» получают вознаграждения за работу в «дочках» госкорпораций, сохранение этой возможности можно только приветствовать, сообщил советник гендиректора Сергей Новиков: «Ведь они там не номинально числятся, а принимают решения и несут за них ответственность». Представитель ВЭБа отказался от комментариев, ранее он говорил, что госкорпорация не следит за доходами сотрудников, получаемыми в советах директоров других компаний. Такие случаи были: например, Дмитриев согласно материалам годового собрания акционеров «Новатэка» за работу в совете директоров компании с мая 2008 г. по май 2009 г. получил 4 млн руб.

В опрошенных госкорпорациях «Ведомости» не обнаружили правил, ограничивающих сотрудников в сделках с акциями их дочерних компаний. По словам Новикова, сейчас в этом нет необходимости, ведь среди них почти нет котируемых на биржах. Нет таких внутренних правил и в «Ростехнологиях», бумаги «дочек» которых активно торгуются. О желании развивать опционную программу ранее заявляла «Роснано», но, по словам Шабановой, пока такого решения не принято.

Бороться с ничем не мотивированными выплатами в «дочках» нужно не на законодательном уровне, а через наблюдательные советы, согласен партнер Amrop Hever Антон Стороженко: иначе найдется способ обойти требования законов. В частных компаниях топ-менеджерам, как правило, не платят за работу в собственных «дочках», а лишь компенсируют расходы на переезды, говорит он.