Определены параметры, место и дата подписания договора СНВ-2

По новому договору СНВ боезаряды и ракеты придется сокращать в основном США, и то незначительно

В пятницу президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама в телефонном разговоре условились подписать новый договор о мерах дальнейшего сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ) 8 апреля в Праге. Договор рассчитан на 10 лет, он заменит истекший в начале декабря прошлого года договор СНВ-1 от 1991 г. Договор будет состоять из трех частей: основного текста, протокола и приложения. «Это самый серьезный договор в ядерной сфере за два последних десятилетия», – заявил на пресс-конференции Обама.

Основные параметры договора размещены на сайтах Кремля и американского Белого дома. В ходе переговоров обсуждалось сокращение числа развернутых боезарядов в пределах 1500–1675 единиц, а числа носителей ядерного орудия в пределах 700–800. В итоге решено придерживаться средних значений. Число боезарядов ограничено 1550 единицами. Это на 74% ниже лимита СНВ-1, подчеркивает Белый дом. Носителей (межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного и морского базирования, а также тяжелых бомбардировщиков) должно быть не более 700. Это более чем вдвое меньше лимита по предыдущему договору, отмечает Кремль. Число развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР на подлодках и тяжелых бомбардировщиках ограничат 800 единицами.

Это результат компромисса, обе стороны были нацелены как можно меньше изменить в своих планах военного развития, считает Павел Подвиг, научный сотрудник Стэнфордского университета. По оценке эксперта, России практически ничего не придется сокращать, сокращения со стороны США будут незначительными. США придется сократить 100–200 ядерных боезарядов и примерно столько же ракет, подсчитал для The Washington Post Ханс Кристенсен, эксперт Федерации американских ученых.

Основные сокращения были достигнуты из-за изменений подсчета, приводит консолидированное мнение американских экспертов The Washington Post. Раньше заряды для бомбардировщиков считались по отдельности, теперь все они считаются как один заряд, объясняет новый принцип подсчета Подвиг.

Москва удовлетворена тем, что отныне можно будет передавать данные телеметрии только о пяти пусках в год, а не обо всех, как раньше, причем по своему выбору, рассказывает близкий к переговорам эксперт. Испытательных запусков новых ракет в год происходит не более пяти-шести. Но проводят и два-три проверочных запуска уже стоящих на вооружении ракет.

Смысл нового договора не в цифрах, а в механизмах взаимных проверок и прозрачности обеих сторон, отмечает Подвиг.