Россия потратит сотни миллионов долларов на спасение "Морского старта"

Космическая корпорация «Энергия» с разрешения американского суда оплатит текущую деятельность подавшего на банкротство консорциума Sea Launch. Речь может пойти и о выкупе компании

РКК «Энергия»

разработчик и производитель космических кораблей. акционеры: Росимущество (38,22%), ИК «Развитие» (17,32%, принадлежит РКК «Энергия»), ЗАО «Лидер» (6,72%), DWS Investments S.A. (6,11%), номинальный держатель (30%). капитализация – $393,31 МЛН (РТС). финансовые показатели (РСБУ, I–III кварталы 2009 г.): выручка – 7,38 млрд руб., чистая прибыль – 438,01 млн руб.

Energia Overseas Limited (EOL), специально созданная «дочка» Ракетно-космической корпорации «Энергия», поможет выходу из процедуры банкротства консорциуму по запуску спутников с морской платформы «Морской старт» (Sea Launch).

На защиту от банкротства Sea Launch подала в окружной суд по банкротствам штата Делавэр 22 июня 2009 г. Как сообщила вчера «Энергия», 27 апреля этот суд предварительно одобрил соглашение Sea Launch и EOL о дополнительном финансировании текущей деятельности консорциума на сумму $30 млн. $19 млн из них заместят кредит, который консорциум предполагал получить у компании Space Launch Service и Фонда Роберта Хайнлайна, созданного после смерти знаменитого фантаста для популяризации космоса. Об источнике средств для замещения кредита представитель «Энергии» говорить отказался.

Sea Launch появилась в 1995 г., 40% ее – у Boeing, 25% – у «Энергии», 20% – у норвежской Aker ASA, 15% – у украинской SDO Yuzhnoye/PO Yuzhmash (КБ «Южное» и завод «Южмаш» из Днепропетровска). С морской платформы, построенной в Выборге по норвежскому проекту, Sea Launch запускала спутники с помощью ракеты «Зенит-3SL», разработанной «Южным» и собираемой на «Южмаше» с использованием разгонного блока «Энергии» и российских двигателей. Морская платформа и корабль управления базируются в Калифорнии, ракеты запускаются из района экватора в Тихом океане.

С 1999 г. Sea Launch запустила 33 ракеты, 30 запусков были успешными. Общий долг компании на момент банкротства оценивался в $1 млрд, активы – в $100–500 млн, стоимость запуска – более $80 млн.

Sea Launch нужна «Энергии», поскольку она изготавливает разгонный блок для «Зенита», а коммерческие перспективы ракеты и блока связаны с тем, как будет решено будущее этого проекта, говорит член-корреспондент Академии космонавтики Андрей Ионин. На рынке коммерческих запусков осталось фактически три игрока – европейский Arianspace, International Launch Services (ILS) и Sea Launch и распределение заказов между ними прогнозировать невозможно, говорит Ионин.

В ситуации с банкротством Sea Launch может повториться история 2007 г., которая произошла с ГКНПЦ им. Хруничева, считает предприниматель, близкий к руководству Роскосмоса. Тогда Lockheed Martin, партнер «Хруничева» по совместному предприятию ILS, которое занималось коммерческими запусками с Байконура, продала долю в СП некой Space Transport. «Хруничеву», чтобы не потерять прав на запуски на международном рынке «Протонов» и «Ангары», принадлежавших ILS, пришлось в 2008 г. выкупить долю Space Transport в ILS примерно за $200 млн, взятых в кредит у Сбербанка.

Вероятно, Boeing в отличие от Lockheed Martin выйдет из бизнеса не через перепродажу акций, а через банкротство, полагает предприниматель. Не случайно гендиректор «Энергии» Виталий Лапота говорил, что Sea Launch планируется спасти, но не уточнил как, вторит ему менеджер предприятия аэрокосмической промышленности: придется обратиться к господдержке в виде кредита от госбанка в сотни миллионов долларов, чтобы не потерять принадлежащих Sea Launch прав на запуск ракет «Зенит».

Представители «Энергии» и Роскосмоса этот вариант не комментировали.

Представитель Boeing сообщил лишь, что эта корпорация и другие партнеры поддерживают усилия «Морского старта» по изучению различных способов реструктуризации согласно надлежащей процедуре банкротства.

По словам Ионина, проекты ILS и Sea Launch были инициированы в конце 1990-х в расчете на рост запусков спутников связи, но эти расчеты не оправдались: спутниковая связь проиграла наземным решениям, поэтому желание американских корпораций покинуть проекты вполне объяснимо.