Политика
Бесплатный
Максим Товкайло
Статья опубликована в № 2601 от 11.05.2010 под заголовком: Шумная продажа

Приватизация нуждается в рекламе, инвестмеморандумах и колл-центре

Приватизации нужна масштабная информационная поддержка, считают в Росимуще-стве: инвесторам напишут письма, их позовут на презентации и даже создадут для них колл-центр

Улучшить механизм приватизации предложило Росимущество министру экономразвития Эльвире Набиуллиной (копия письма есть у «Ведомостей»). Часть из этих предложений уже пошла в ход: Госдума в первом чтении одобрила поправки, позволяющие принимать трехлетний план приватизации, в правительстве находится законопроект, по которому продавать госимущество смогут инвестбанки. Вскоре будет предан гласности список активов, которые государство готово продать в среднесрочной перспективе.

Совершенствование приватизации невозможно без масштабной информационной кампании, сказано в письме. Росимущество хочет публиковать инвестиционные меморандумы, создать колл-центр для инвесторов, писать им письма, при продаже крупных активов проводить роуд-шоу и презентации, рекламировать их. Нужен анализ рынка и поиск инвесторов для каждого предприятия. Все это потребует привлечения независимых инвестконсультантов, считает Росимущество.

Раньше был рынок продавца, теперь – покупателя; нужно конкурировать за инвестора, знать о его потребностях, объясняет начальник управления Росимущества Иван Аксенов: «Государство заинтересовано в стратегических инвесторах, которые настроены развивать предприятие». До кризиса инвесторы часто считали приватизируемые предприятия спекулятивными активами, признает он: «Можно было купить неработающее предприятие и через полгода его продать, заработав на подорожавшей недвижимости».

Росимущество предлагает готовить предприятия к продаже заранее: отчетность должна соответствовать истинному положению дел, имущественные права должны быть оформлены надлежащим образом. Инвесторам нужна рассрочка при оплате, возможность провести due diligence, а с банками – проработать вопрос о кредитовании инвесторов под залог приобретаемых акций.

Минэкономразвития поддерживает идеи Росимущества, говорит сотрудник министерства: «Мы и давали Росимуществу поручение усилить информобеспечение приватизации». С официальным представителем министерства связаться не удалось.

Разумные идеи, одобряет чиновник аппарата правительства: «Правильное позиционирование, реклама могут повысить доходы от продаж». В Думе находятся поправки в закон о приватизации, которые позволят оставлять часть дохода от продажи госимущества на эти цели, знает он.

В бывших соцстранах, где активно идет приватизация, необходимость информационной поддержки и постоянного контакта с инвесторами осознали давно, рассказывает руководитель Фонда имущества Санкт-Петербурга Андрей Степаненко. Презентации активов петербургский фонд проводит за девять месяцев до продажи, рассказывает Степаненко: инвесторам нужно полгода на due diligence.

«Если крупные активы выставить на продажу, грамотно их рекламировать, то доходы от приватизации станут серьезным подспорьем для бюджета», – поддерживает предложения Росимущества научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Но Росимуществу предстоит убедить инвесторов не только в привлекательности актива, но и в том, что с государством можно иметь дело, уверен он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать