G8 и G20 обсудили, как им делить сферы влияния

Помимо поиска глобальных рецептов G8 и G20 обсуждали, как им делить сферы влияния. «Восьмерка» все больше концентрируется на политике, «двадцатка» – на экономике

В минувшие выходные прошли саммиты G8 и G20 в Канаде, где впервые собрались вместе участники двух конкурирующих международных организаций. Год назад на саммите G8 в итальянской Аквиле был поднят вопрос о слиянии двух форматов. На этот раз эта тема вызвала самую оживленную дискуссию, рассказал помощник российского президента Аркадий Дворкович, договорились четче распределять роли. По его словам, лидеры пришли к выводу, что нужны оба формата как наиболее эффективные для решения глобальных проблем: G8 – по политическим вопросам, G20 – по экономическим.

Впрочем, экономика обсуждалась и на G8: говорили о необходимости исполнять ранее взятые на себя обязательства. Исполнение осложнилось из-за кризиса, сказано в итоговом коммюнике, следует избегать бюджетного дефицита, чтобы не допустить второй волны кризиса. Об этом вели речь и на G20 (см. статью на стр. 03).

Но в отличие от G20 подробно обсуждалась политическая ситуация в Афганистане, Корее, Иране и на Ближнем Востоке. Жестче прочих в коммюнике слова по поводу КНДР: атака, приведшая к затоплению южнокорейского корабля, осуждается, а Пхеньян призывают не совершать таких атак и отказаться от ядерного оружия. Заявление по Корее могло быть еще сильнее, если бы не сопротивление России, сообщает Washington Post со ссылкой на источник делегации Японии.

Наиболее мягкая формулировка – по поводу Израиля: G8 приветствует его желание снять блокаду с сектора Газа и расследовать инцидент с «Флотилией свободы».

Самые длительные дебаты были по Ирану и Ближнему Востоку, рассказал «Ведомостям» один из членов российской делегации. Россия заявила о неприемлемости новых односторонних санкций в отношении Ирана, сообщил журналистам Дворкович. Вслед за Совбезом ООН новые санкции уже приняли США. Но в итоговом коммюнике G8 этой темы нет, есть лишь призыв ко всем странам и самому Ирану соблюдать резолюцию СБ ООН.

По словам российского чиновника, президент Дмитрий Медведев развернуто высказался по всем темам и был первым выступающим по Ближнему Востоку. А инициатива России выделить дополнительно $5 млрд на программу снижения детской смертности стала одним из наиболее конкретных решений саммита. Эта программа, как и многие другие, не случайно рассчитана до 2015 г., сказал собеседник «Ведомостей»: тем самым подчеркивается, что в ближайшее время отказываться от формата G8 не собираются.

«Восьмерка» отметила в коммюнике, что доказала способность «вырабатывать эффективные подходы к решению проблем нашего времени». Проблема у G8 и G20 одна: они не представляют в отличие от ООН все страны мира, констатировал Дворкович, их легитимность может повышаться за счет взаимодействия с третьими странами. На этот раз в саммите поучаствовали делегации Латинской Америки и Африки – с ними обсудили идею принять глобальный план по борьбе с наркотрафиком.