ФАС не исключает посадок нефтяников

Антимонопольная служба ведет поименный реестр нарушителей антимонопольного законодательства, причем посадки его фигурантов действительно возможны, хотя и маловероятны.

Во вторник замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявил на заседании комиссии Госдумы, что его ведомство ведет поименный реестр менеджеров нефтяных компаний РФ, нарушающих антимонопольное законодательство. Отвечая на вопрос журналиста, почему служба не возбуждает уголовные дела против нефтяных компаний, Голомолзин сказал (цитата по "Прайм-ТАСС"): "Сейчас прецеденты созданы, речь идет о повторных нарушениях, о посадках. <…> эти вопросы вполне конкретно формируются, мы ведем реестр должностных лиц, которые поучаствовали в нарушении антимонопольного законодательства".

Голомолзин курирует в ФАС дело против «Лукойла», «Роснефти», ТНК-ВР и «Газпром нефти», которые служба обвиняет в коллективном поддержании монопольно высоких цен на оптовом рынке нефтепродуктов в 2008 г. и январе – феврале 2009 г. По двум эпизодам «большой четверке» нефтяников чиновники начислили 26,1 млрд руб.

Должностные лица в рамках этих дел к ответственности в принципе не привлекались, говорит начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский: оба решения вынесены до 30 октября прошлого года, когда вступили в силу значимые поправки в «антимонопольную» ст. 178 Уголовного кодекса. Прежняя редакция статьи предусматривала уголовное наказание только за участие в картельных сговорах, новая добавила «неоднократные злоупотребления доминирующим положением» (в этом и обвиняют нефтяников). Неоднократное – «более двух раз в течение трех лет». На практике придется вынести три протокола в отношении одного менеджера и только на четвертый раз – передать материалы правоохранителям, объясняет начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич.

По словам Сушкевича, реестр – только для служебного пользования, информация в нем собирается центральным аппаратом ФАС на основе своих протоколов и сведений из региональных управлений. Публикация его не планируется, ведь там содержатся персональные данные нарушителей, включая их домашние адреса, говорит Сушкевич.