Сечин развенчал мифы вокруг российского ТЭК


Вице-премьер правительства и куратор российского ТЭК Игорь Сечин опубликовал в "Известиях" обширную статью, в которой, по собственному признанию, попытался развенчать мифы, окружающие российскую нефтегазовую политику, и обозначить угрозы энергетической безопасности Европы.

По мнению Сечина, основных мифов, искажающих "нашу действительную позицию", три: монополизм, завышенные цены и использование нефти и газа в качестве инструмента геополитики. Миф о монополизме российских энергетических компаний Сечин опровергает тем, что они являются "публичными" и "прозрачными". По его мнению, за склонность к монополизму некоторые комментаторы принимают "устремленность к приданию максимально возможной устойчивости рынку энергоресурсов". К тому же, по его словам, все крупные игроки на энергетическом рынке, в том числе и западные, являются вертикально интегрированными компаниями, и "это нормально".

От ответственности за высокие цены на газ для конечного потребителя Сечин отбился тезисом о том, что "цена определяется не только и не столько затратами на приобретение российского газа на границе, сколько расходами на его транспортировку и распределение". Кроме того, в ряде стран "цепочка" поставки газа конечному потребителю неоправданно усложнена, и это является важным фактором, определяющим уровень цены. Миф о склонности России "разыгрывать "карту энергетических ресурсов" для достижения неких политических целей" российский вице-премьер парировал заявлением о том, что Россия сама заинтересована в бесперебойном снабжении Европы энергоносителями. Сечин напомнил о том, что "обладание ресурсным потенциалом сопряжено для любой страны с высокими рисками". "Как показал опыт ХХ в., страны, обладающие таким потенциалом, нередко становятся объектом политического давления и применения силы", - пишет он.

Говоря об угрозах для энергетической безопасности Европы, Сечин обращает внимание на "чрезмерную политизацию газовой проблемы", которая "может усилить долгосрочные угрозы <…> в регионе". По его мнению, наибольшую проблему с этой точки зрения представляют "слабо обоснованные гипотезы о возможности существенной географической диверсификации поставок газа в ЕС и замещения традиционных видов поставок новыми". Это способствует появлению прогнозов заметного сокращения в ЕС спроса на газ, который поступает по трубопроводам из России, что дает сигнал инвесторам проявлять меньшую активность в разработке новых российских месторождений и ориентированной на Запад транспортной инфраструктуры. "В этом случае неосуществление в ближайшее время масштабных капиталовложений в России приведет, по оценкам целого ряда независимых аналитиков, к резкому дефициту газа в ЕС", - пишет Сечин. А кроме того, и к излишней политизации развития газовых рынков, которая ставит под угрозу реализацию масштабных газовых проектов и способствует неопределенность в прогнозе динамики мировых цен на газ.

Уделил внимание Сечин и активно обсуждаемой сейчас теме сланцевого газа. По его словам, оценки перспектив добычи метана из угольных пластов, а также сланцевого газа "расходятся". Кроме того, "существует ряд очень серьезных проблем, связанных с его добычей". "От их решения будет во многом зависеть перспектива этого нетрадиционного источника газа. И только время и накапливаемый опыт покажут, насколько обоснованны сегодняшние сверхоптимистические ожидания на сей счет", - полагает российский вице-премьер.