Министерству транспорта не хватит 100 млрд руб. в год на новые дороги

Минтранс просит правительство увеличить в 2011 г. расходы на автодороги вдвое – до 100 млрд руб. Но и этих денег, по подсчетам министерства, хватит только на ремонт и содержание уже существующих трасс, строительство новых придется отложить
Минтранс обнаружил провал в финансировании ремонта дорог/ Photoxpress

Бензин подорожает

Минтранс предлагает зачислять в дорожные фонды акцизы на бензин и другое топливо. Увеличение ставки акциза на 3 руб. за литр приведет к росту средней цены бензина с 23 до 26 руб., сказал Левитин.

Мы будем просить правительство выйти в 2011 г. на цифру в 100 млрд руб., даже если придется отказаться от строительства новых дорог», – заявил министр транспорта Игорь Левитин (цитата по «Интерфаксу»). Пока в бюджете следующего года на ремонт и содержание федеральных дорог выделено всего 56,8 млрд руб., напомнил он, а нужно отрасли 193,5 млрд. В 2012 и 2013 гг., по подсчетам министерства, на автодороги понадобится минимум 124,8 млрд и 188 млрд руб. соответственно.

Масштабные инвестиции в автодорожную отрасль правительство планировало на 2010–2015 гг. За шесть лет на строительство новых и капремонт действующих трасс государство, согласно утвержденной транспортной ФЦП, собиралось потратить 3,25 трлн руб. Из-за кризиса от этих планов пришлось отказаться. В этом году на дороги должно быть потрачено 274 млрд вместо 370 млрд руб. А со следующего начнется радикальное сокращение расходов: сумма в 56,8 млрд руб., выделенная на дорожное хозяйство, меньше плана ФЦП в восемь раз.

От прежних планов пришлось отказаться, объем необходимых инвестиций сократили до 193,5 млрд руб., признается сотрудник Минтранса: «Сейчас главная задача – отстоять хотя бы жизненно необходимый минимум в 100 млрд руб.». Этой суммы будет достаточно, чтобы провести запланированный ремонт федеральных трасс, но на строительство новых дорог деньги вряд ли останутся, замечает чиновник. Главными пострадавшими, по его словам, окажутся Сибирь и Дальний Восток, где проблема обеспеченности населения дорогами стоит наиболее остро.

Сотрудник Минфина сообщил, что предложения Минтранса по увеличению финансирования прорабатываются. В частности, изучается идея создания специальных дорожных фондов, говорит чиновник: «Мы никогда не были в восторге от этого предложения, целевые налоги на содержание фондов противоречат законодательству, но и найти несколько лишних десятков миллиардов в бюджете сейчас непросто».

Российская дорожная сеть деградирует, на поддержание ее в нормативном состоянии нужно 1,2–1,5 трлн руб. в год, говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, нужно срочно менять структуру финансирования автодорожной отрасли. Во всех развитых странах мира действует система целевых дорожных налогов, рассказывает он: «Это как плата за квартиру, в которой вы живете». Ситуация с финансированием дорог просто катастрофична, говорит лидер движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков: уже свыше 53 000 населенных пунктов страны не имеют постоянной связи с дорожной сетью страны, а государство продолжает финансировать отрасль по остаточному принципу. Китай завершает формирование высокоскоростной сети в 50 000 км, а в России протяженность федеральных дорог всего около 50 000 км, лишь 8% из которых имеют две полосы и более, отмечает он.