Генпрокуратура получит монополию на проверки бизнеса

Министр экономики Эльвира Набиуллина предложила обязать антимонопольщиков согласовывать внеплановые проверки с Генпрокуратурой. Бизнес не верит, что прокурорский надзор позволит серьезно снизить давление на него
Министр экономики Эльвира Набиуллина считает, что руководитель ФАС Игорь Артемьев нуждается в прокурорском надзоре/ С. Портер

Приравнять антимонопольный контроль к проверкам пожарных Набиуллина предложила вчера премьеру Владимиру Путину: «мы подготовили изменения в закон, чтобы транспортный контроль, контроль антимонопольной и трудовой инспекций» также согласовывался с Генпрокуратурой (цитата по «Интерфаксу»).

С мая 2009 г. чиновники должны присылать в прокуратуру информацию о плановых проверках (раз в три года) и согласовывать с ней внеплановые. Но закон не касается значительного числа ведомств – помимо названных Набиуллиной из-под его действия выведены таможенные проверки, в области промышленной безопасности, контроля за оборотом оружия и наркотиков. Проводить такие внеплановые проверки можно чаще и без разрешения прокуроров. Путин попросил Набиуллину прислать ему предложения министерства. Идею контроля за проверками Федеральной антимонопольной службы (ФАС) нужно «внимательно посмотреть», заметил он: «Мы знаем, какие у нас проблемы с монополизацией рынков, особенно в регионах».

ФАС согласна с необходимостью снижать административное давление, информацию о плановых проверках служба уже публикует на своем сайте, говорит ее представитель. Исключение – проверки согласованных действий (ст. 11 закона о защите конкуренции), при которых важен эффект неожиданности, уточняет он. Изменения серьезно снизят эффективность внезапных проверок, замечает начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич: «Следы антиконкурентного сговора могут быть легко уничтожены, например, если это переписка секретарей больших начальников». Во всем мире антимонопольные органы используют «рейды на рассвете», объясняет он: если же проверку придется согласовывать с прокурорами, время будет упущено, а нарушители смогут замести следы.

Сейчас расследуется дело о сговоре таксомоторных компаний в Подмосковье, одновременно поднявших цены в полтора раза, приводит пример Сушкевич: о сговоре сообщил один из тех, кому предложили принять в нем участие, а доказательствами стали электронные письма, которые нарушители не успели удалить. Набиуллина допускает, что можно вывести из-под контроля прокуроров «оперативные проверки». Представитель Генпрокуратуры отказался от комментариев.

Набиуллина объяснила свою инициативу необходимостью снизить административное давление на бизнес (см. врез). Внеплановые проверки не слишком обременительны для бизнеса, считает Сушкевич: они проходят не так часто (в 2009 г. по обвинениям в согласованных действиях возбуждено 488 дел – «Ведомости»), на них выезжают, как правило, два-четыре сотрудника, серверы не изымаются. Согласование проверок с прокурорами вряд ли снизит административное бремя, считает сотрудник нефтяной компании, обвиненной ФАС в коллективном доминировании на рынке нефтепродуктов. «Хотя проверки сильно напрягают, приходится возить документы в ФАС грузовиками, – рассказывает он. – Поэтому нужно в принципе ограничить число возможных внеплановых проверок».

Прессинг со стороны ФАС возрастает с каждым годом, контроль со стороны прокуратуры не будет лишним, говорит председатель совета директоров ГК «Виктория» Николай Власенко. А по итогам проверок антимонопольщики выдвигают обвинения, которые не подтверждаются в судах, замечает он: это вредит деловой репутации компании и привлекает внимание правоохранительных органов, которые проверяют компанию, ссылаясь на материалы расследований ФАС. Малый и средний бизнес ФАС практически не проверяет, а крупным компаниям нетрудно выделить двух сотрудников, чтобы сопровождать проверяющих, говорит вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Он не считает, что инициатива Минэкономразвития снизит административное давление на бизнес.