Правительство вынуждено экономить даже на социальных расходах

Правительство отказалось от фронтального повышения расходов, как в докризисные времена, и будет экономить даже на социалке. Растут траты только на оборону и обслуживание госдолга – из-за истощения резервного фонда России придется наращивать заимствования
Правительство сокращает запросы претендентов на бюджетные средства /М. Стулов

Вчера правительство одобрило основные направления бюджетной политики на 2011–2013 гг. (ОНБП, копия презентации Минфина есть у «Ведомостей»). Ключевая задача – вернуться к сбалансированному бюджету, говорил в среду на заседании бюджетной комиссии премьер Владимир Путин. Дефицит удастся ликвидировать в 2015 г., если к этому моменту нефть подорожает до $82 с $75 в 2011 г., следует из ОНБП. Но есть и пессимистичный вариант, предупреждает Минфин: если нефть будет стоить около $50, то дефицит сохранится и в 2015 г. – 2% ВВП.

Необходимость сокращения дефицита вынуждает правительство снижать расходы и искать источники дополнительных доходов. Хотя в абсолютных величинах расходы вырастут, но по отношению к ВВП они снизятся (см. таблицу). Уменьшаются затраты на содержание госаппарата, экономику, ЖКХ, образование, здравоохранение. Расходы на федеральные целевые программы после 19%-ного роста в следующем году из-за запуска пяти новых программ (например, «Чистая вода», «Охрана Байкала», «Развитие туризма») начнут снижаться – на 8,1 и 5,3% в 2012–2013 гг. Социальные расходы в 2013 г. составят 5,7% ВВП против 7,5% в этом. Исключение – затраты на национальную оборону, которые в течение трех лет вырастут до 2 трлн руб., или 17,2% ВВП (подробнее см. статью на стр. 01).

Дорого обойдется казне и обслуживание госдолга. За три года Минфин планирует увеличить его вдвое до 10 трлн руб., только на внешнем рынке Россия собирается занимать по $7 млрд ежегодно. Обслуживание долгов в 2010 г. обойдется казне в 280,3 млрд руб., в 2011 г. – в 386,2 млрд, в 2012 г. – в 505,2 млрд, в 2013 г. – в 584,8 млрд. Еще одна растущая статья бюджета – покрытие дефицита Пенсионного фонда. Несмотря на увеличение фонда оплаты труда, Пенсионный фонд получит от бюджета в 2011 г. 1,8 трлн руб., в 2012 г. – 2 трлн, в 2013 г. – 2,2 трлн.

Сокращаться в течение трех лет по отношению к ВВП будут и доходы: 17,3% (8,6 трлн руб.), 16,5% (9,1 трлн) и 16,1% (10 трлн) ВВП. Более 1,3 трлн руб. за три года принесут налоговые меры, предложенные Минфином. Только индексация ставок НДПИ на газ и нефть пополнит бюджет на 406 млрд руб. Рост акцизов на табачную продукцию и нефтепродукты добавит 414,3 млрд, введение 10%-ной пошлины на экспорт меди – 22,8 млрд руб.

Рассчитывает Минфин и на доходы от приватизации. Если в 2010 г. они составят всего 7 млрд руб., пишет Минфин, то затем до 2015 г. ежегодно бюджет будет зарабатывать на продаже госимущества примерно по 300 млрд руб. Ведомство согласовало с Минэкономразвития продажу 11 пакетов крупных госкомпаний, среди которых акции Сбербанка, ВТБ, Россельхозбанка, ФСК, «Транснефти», Объединенной зерновой компании, «Росагролизинга». После 2013 г. могут быть также приватизированы РЖД и Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию, говорил в среду Кудрин.

Это бюджет компромиссов, констатирует Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank: правительство не отказывается от прежних обязательств, но не будет индексировать эти расходы. Это отказ от проциклической политики прошлого, когда расходы росли пропорционально ценам на нефть, замечает он. А увеличение госдолга и затрат на его обслуживание – следствие перехода к новой парадигме покрытия дефицита, говорит он. Фонд национального благосостояния будет использоваться в небольших объемах, а в резервном денег почти не останется, следует из презентации (47,1 млрд руб. к концу 2011 г.).

Правительство наконец осознало реальность и отказалось от наращивания расходов по всем фронтам, согласна Юлия Цепляева из BNP Paribas. Однако в сокращение социальных расходов она не верит: «В предвыборный 2012 год власть обязательно решится на внеплановое повышение социальных выплат».