На статью Кузьминова и Фрумина

Ярослав Кузьминов и Исак Фрумин опубликовали в сегодняшнем номере "Ведомостей" статью о профессиональном образовании. Хороший, добротный анализ проблем российского образования, в том числе и профессионального. Прекрасные примеры того, как решалась проблема отставания в Китае и США. Все вроде бы верно, можно порадоваться. Если бы не одно "НО".

Ни единого слова авторы не написали о том, что степень экономической свободы, необходимой для реформы российского образования ничтожна в отличие от США и Китая. Ни в одной из упомянутых стран нет такой мелочной регламентации экономической жизни общества, как в России. Ужели авторы об этом не знают? Вряд ли! Так отчего же ни единого слова об этом не написали? Боятся или что?

О какой реформе может идти речь, если даже главные университеты России зависят, особенно по мелочам, от чиновников. И мало того, что зависят, так им это еще и нравится. Руководство и профессура этих университетов ни единым словом или жестом не возразила чиновникам, ограничившим и без того хлипкую университетскую автономию. Я о замене выборов ректора назначением. Ни один из них не вспомнил о том, как вели себя их предшественники в начале прошлого века, когда Л.А.Кассо (министр народного просвещения) уволил из Московского университета либерально настроенных профессоров. Мало того, ни один из нынешних профессоров и старших преподавателей вузов, даже не встрепенулся, когда российский министр образования фактически поддержал генералов, в их стремлении сохранить прежнюю систему набора в армию и ужесточить ее.

Так чего же тогда ждать от образовательной системы России? Я о руководителях, потому что они во многом ответственны за то, что происходит в школе, университете, колледже, техникуме и т.д. Рядовым преподавателям приходится туго, ибо они исправляют всё, что наворотили чиновники с молчаливого согласия руководства вузов.

До тех пор, пока экономика в России будет несвободной, а главным действующим лицом в ней - чиновник, до тех пор не будет изменений ни в экономике, ни, тем более, в образовании. Удивительно, но авторы статьи, хотя и не говорят об этом прямо, всё же уповают на чиновников в деле реформирования образования. Фантастика! Просто фантастика!

PS. При "кровавом царском режиме", в "тюрьме народов", очень хорошо понимали, что любые ограничения в части получения подданными империи образования любого уровня, чреваты трагическими последствиями для империи. И среди тех, кто это понимал и делал многое, чтобы этих самых последствий не случилось, были и правительственные чиновники. Например, С.Ю.Витте или И.А.Вышнеградский. А что сейчас? Ничего-с!

Без этого невозможны реформы вообще, тем более реформа образования. И если уж приводить в пример Китай, то следует упомянуть, что российскому бизнесу и не снилась такая степень экономической свободы.