Росстат переписал историю российской экономики

Росстат пересмотрел динамику ВВП с 2002 г. по I квартал 2010 г., углубив кризис на 0,2 процентного пункта и еще больше привязав рост экономики к ценам на нефть. Понижение оценки II и III кварталов 2009 г. поможет экономике в этом году показать хороший рост

Изменились доли в структуре добавленной стоимости добычи, обработки, торговли, отмечает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие»: доля добывающего сектора повышена с 8 до 9,1% в 2009 г., с 8,6 до 9,3% – в 2008 г., с 9,4 до 10,1% – в 2007 г. «ВВП еще более привязан к колебаниям цен на нефть, – констатирует он. – Если они снова снизятся, получим еще больший спад экономики». Можно четко определить, что период перегрева – рост выше 8% – начался со II квартала 2006 г. и длился по I квартал 2008 г., говорит Морозов, теперь «точка перегрева» понижена: при стабильных ценах нефти – уже при 6%-ных темпах роста.

Вслед за пересмотром динамических рядов промпроизводства Росстат провел переоценку ВВП. Масштаб потерь экономики в 2009 г. остался неизменным (-7,9%), но нижняя точка спада во II квартале опустилась с 10,8 до 11%. Более глубоким оказался спад и в III квартале – 8,6, а не 7,7%. Потери IV квартала, напротив, уменьшены – до 2,9 с 3,8%. Итоги I квартала улучшены незначительно – на скромные 0,2 п. п. роста (до 3,1%).

Начало рецессии перенесено на IV квартал 2008 г. (-1,1%) – ранее Росстат фиксировал нулевой рост, с чем некоторые эксперты были не согласны. «Инструменты, которые используют экономисты, динамику отражают правильно. Теперь и у Росстата», – доволен Александр Морозов из HSBC.

Однако все вопросы остались, разочарован Евгений Гавриленков из «Тройки диалог»: одна из загадок – бурный рост добавленной стоимости в финансовом секторе (+10,6%) в пик кризиса в I квартале 2009 г. и спад (на 7,3%) в I квартале 2010 г., когда банковская система работала нормально. «Была учтена номинальная прибыль за счет девальвации – в начале кризиса все банки занимались только скупкой валюты, никто не работал, но если лишь курсовая разница приводит к такому росту сектора – это большой вопрос к корректности методологии», – считает Гавриленков.

Понижение оценки II–III кварталов 2009 г. улучшит результаты в эти же периоды 2010 г., что более чем актуально сейчас, на фоне негативного влияния засухи, говорит Тихомиров: «По году на рост в 4,5% выходим спокойно». Даже с учетом слабой базы очевидно замедление в III квартале, что будет в четвертом – трудно прогнозировать, экономика должна пройти какую-то точку равновесия, пессимистичен Морозов: за год рост вряд ли дотянет до 4% (прогноз Минэкономразвития).