Налоговая служба обновила критерии рентабельности

ФНС обновила критерии, на основании которых налоговики принимают решение о проведении проверки. Предприниматели по-прежнему недовольны методикой их расчета, а инспектора советуют компаниям добровольно доплатить налоги
С.Николаев

Изменения в приказ Федеральной налоговой службы (ФНС) о системе планирования выездных проверок опубликованы вчера на ее сайте nalog.ru. Чиновники решили обновить два критерия из 12, влияющих на включение компании в план проверок: среднеотраслевую налоговую нагрузку и рентабельность за 2009 г. Нетронутыми остались девять критериев, связанные с другими финансово-экономическими показателями бизнеса (например, низкие зарплаты), а также описывающий типовые схемы уклонения от налогов.

Налоговики принимают решения о проведении проверок, если рентабельность или нагрузка меньше среднеотраслевой более чем на 10%. Опубликовав критерии, ФНС рассчитывала, что компании оценят риски и, скорректировав финансовые показатели, доплатят налоги. Расчет оправдывается, говорит сотрудник налоговых органов: в уточненных декларациях компании повышают рентабельность или нагрузку.

Показатели ФНС ежегодно корректирует. Как следует из опубликованных вчера изменений (см. таблицу), средняя рентабельность продаж в 2009 г. – 11,5%, активов – 5,7%, в сравнении с 2008 г. показатели снизились на 2,5 и 0,3 п. п. соответственно. Обновленные цифры совпадают с данными Росстата, хотя в оценках 2008 г. ведомства разошлись.

Больше всего рентабельность упала в химической промышленности, считает ФНС: по продажам – с 32,8 до 10,9%, по активам – с 22,3 до 5,2%. А выросла – у рыболовов: с 8,8 до 21,4%. Минимальная рентабельность была в 2009 г. у производителей транспортных средств и оборудования – 1,2% (4,4% в 2008 г.), максимальная – в сфере «добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических»: 32,9% (49,6%). Самая высокая нагрузка – у компаний, добывающих топливно-энергетические полезные ископаемые, – 33,2% (50,5% в 2008 г.), наименьшей – в оптовой торговле: сохранилась на уровне 2,2%.

На критерии ориентируется в основном средний бизнес, говорит другой налоговик: крупный спорит в судах, а малый – часто не знает об их существовании. Малый бизнес не очень интересен налоговикам: много не возьмешь, а трудозатраты – как при проверке среднего, согласен Антон Данилов-Данильян из «Деловой России».

Многие компании не согласны с расчетами чиновников. В 2009 г. резко выросла стоимость сырья, рентабельность продаж не могла повыситься (по данным ФНС, в производстве пищевых продуктов выросла с 10,8 до 12,8%. – «Ведомости»), рассуждает председатель совета директоров «Вимм-билль-данна» Давид Якобашвили: для каких-то групп товаров она на уровне 1% и даже отрицательная, для других может достигать и 25%. Нельзя считать средние цифры, уверен совладелец «Магнита» Сергей Галицкий: «Нас имеет смысл сравнивать только с дискаунтерами». Налоговики правильно понизили рентабельность для химической отрасли, говорит сотрудник компании – производителя удобрений: в 2009 г. цены на нефтехимическую продукцию упали на 60–80%, а некоторые виды удобрений подешевели в 2–3 раза. Но какие-то компании исторически эффективны, а другие балансируют на грани рентабельности, замечает он. Холдинг ориентируется на показатели ФНС по рентабельности при сделках внутри группы, говорит сотрудник другой химической компании.

Соблюдение закона должно быть единственным критерием при проведении проверки, считает Данилов-Данильян. Якобашвили и Галицкий не собираются подстраиваться под расчеты налоговиков, главное, по их словам, – честно платить налоги. «Считай – не считай, все равно придут проверять», – говорит Якобашвили.