Белоруссия, Казахстан и Россия заключат подобие Маастрихтского договора

Премьер-министры России, Белоруссии и Казахстана сегодня обсудят принципы макроэкономической политики трех стран. «Ведомостям» стали известны параметры, которые лягут в основу единого экономического пространства

Единое экономическое пространство (ЕЭП) чиновники России, Казахстана и Белоруссии планируют создать с января 2012 г. Сегодня премьер-министры трех стран – Владимир Путин, Сергей Сидорский и Карим Масимов встретятся в Москве, чтобы обсудить параметры, которые лягут в основу ЕЭП.

Встреча будет рабочей, говорит чиновник аппарата правительства, но должна стать ключевой в подготовке необходимых для формирования ЕЭП документов. Всего должно быть подписано 17 соглашений, пять из них – о принципах макроэкономической политики. Все они, по словам чиновника Белого дома, в высокой степени готовности.

Некоторые макроэкономические показатели уже согласованы, рассказали «Ведомостям» два чиновника, участвующие в подготовке документов. Дефицит бюджета в каждой из трех стран не должен будет превышать 3% ВВП, уровень госдолга – 50% ВВП.

Для инфляции планируется следующий механизм: темп роста цен за год не должен превышать более чем на 5 процентных пунктов самый низкий в ЕЭП прогноз инфляции, рассказывает один из собеседников «Ведомостей». «То есть если, к примеру, в Белоруссии прогноз инфляции – 3%, то в России и Казахстане он не должен быть выше 8%», – объясняет он.

Вступить в силу общие параметры должны с 2013 г., 2011–2012 годы станут переходными.

Параметры очень мягкие и ни для одной из стран не критичны, отмечает начальник аналитического департамента BNP Paribas Юлия Цепляева. Уровень госдолга у всех трех стран низкий, Россия и Казахстан по итогам 2010 г. скорее всего выйдут на двузначные цифры, но ни о каких 50% ВВП речи не идет, продолжает она. В ограничения по дефициту бюджета теоретически может не уложиться Россия, но отклонение будет совсем небольшим – около 0,5%, полагает Цепляева, в Белоруссии дефицит бюджета в 2009 г. составил всего 1,3% ВВП.

Вряд ли страны будут жестко придерживаться единых параметров, говорит руководитель Исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. Для Белоруссии через три года эти показатели могут стать невыполнимыми, объясняет он: ожидаются серьезные экономические реформы. Хотя сейчас в заданные показатели экономика страны укладывается: инфляция в 2010 г. должна составить 10%, дефицит бюджета – 3%, уровень госдолга – около 35% ВВП, прогнозирует он.

Госплановая белорусская экономика практически полностью регулируется властями, если страна сделает шаг в сторону более свободного рынка, инфляция, к примеру, может вырваться из-под контроля, согласна Цепляева.

«Экономики всех трех стран слишком зависят от мировой конъюнктуры, поэтому все подписанные соглашения будут формальными и вряд ли к ним будут серьезно относиться», – выражает скепсис руководитель казахстанского центра исследований «Альтернатива» Нурлан Еримбетов. В Казахстане почти каждый год власти объясняют, почему их планы не совпадают с действительностью: то виноват кризис, то цены на нефть, делится он впечатлениями: «В этом случае будет так же».

Определение жестких макроэкономических показателей может быть интересным для инвесторов, считает главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. За образец соглашения создатели Таможенного союза взяли европейский вариант договора об экономическом и валютном союзе – Маастрихтский договор, замечает он. Правда, не все европейцы и не всегда придерживались критериев договора и в кризис это привело к большому количеству проблем, напоминает Лисоволик: «Надеюсь, что наши страны извлекут из этого урок и будут следовать установленным параметрам».

Средний бюджетный дефицит стран Европейского союза, по данным Евростата, в прошлом году составил 6,8% ВВП, более чем вдвое превысив установленный Маастрихтским соглашением максимальный уровень в 3%.

В основе Европейского союза лежат политические договоренности, а не экономические параметры, говорит политолог Алексей Макаркин, поэтому хроническое нарушение странами в кризис норм Маастрихтского договора не стало критической точкой для его функционирования. В отношениях России и Белоруссии нет именно политической интеграции, продолжает политолог: можно согласовать все технические детали, но, как только в дело вмешается большая политика, о них могут быстро забыть.

«Попытка интеграции российской и белорусской экономик на фоне межгосударственной склоки – интересная затея», – иронически заключает Цепляева.