Минэнерго выступило против увеличения налоговой нагрузки на нефтепродукты

Резкого повышения экспортных пошлин на нефтепродукты с 2011 г. может и не произойти. Предложения Минфина жестко раскритиковал министр энергетики Сергей Шматко
С.Портер

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).

Предложение Минфина существенно повысить пошлины на экспорт нефтепродуктов должно быть тщательно проработано, заявил вчера Шматко. По его словам, пока Минэнерго исходит из того, что пошлины на темные и светлые нефтепродукты будут просто выравнены. «Мы не согласились, что повышение пошлины — принятое решение, может быть принято совсем другое», — категоричен Шматко (его цитаты по «Интерфаксу»).

Сейчас ставка пошлины на темные нефтепродукты — 38,1% от нефтяной, на светлые — 70,7%. Проект бюджета на 2011-2013 гг. предполагает их постепенную унификацию на уровне 56, 58 и, наконец, 60% от нефтяной. Но в октябре Минфин предложил резко повысить единую ставку. Вплоть до 85-90%, говорил замминистра Сергей Шаталов. Решение нужно принимать с 2011 г., сказал на прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин.

Увеличение пошлин Минфин объяснял нежеланием дотировать белорусские НПЗ, которые в будущем станут получать из России всю нефть без пошлин (сейчас только 6,3 млн т): их отмену предусматривают договоренности по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП). Чиновники, участвующие в переговорах, не исключают, что это может произойти до 1 января 2012 г. (дата официального запуска ЕЭП).

Рост пошлин на нефтепродукты до 90% от нефтяной обойдется компаниям в $12-13 млрд, подсчитал Денис Борисов из Банка Москвы, при этом негативный эффект для них будет разным в зависимости от доли нефтепереработки в доходах (см. таблицу). Оценка Кудрина еще выше — $15 млрд. Но Минфин обещал компаниям адекватную компенсацию — в виде субсидий или снижения НДПИ (трехлетний бюджет пока, напротив, предусматривает индексацию базовой ставки налога в 2012 г. на 6,4%, в 2013 г. — на 5,4%).

«Окончательного ответа, что будет сделано, пока нет», — признал Шматко, какой будет единая ставка, еще предстоит решить. В среду этот вопрос, по его словам, обсуждался на совещании в Минэнерго, а в четверг — у вице-премьера Игоря Сечина. Решения у Сечина не принимались, говорит участник совещания: «Рабочая встреча». «Исходим из того, что принятым считается решение об унификации пошлин, заложенное в бюджете: 56, 58 и 60%», — рассказывает другой участник совещания. Эта позиция согласована и с Минэнерго, и с нефтяниками, утверждают чиновник министерства и сотрудник одной из крупных нефтяных компаний.

Представители Минфина, Минэнерго, «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла» и ТНК-BP от комментариев отказались. Российская нефтепереработка не выдержит повышения пошлин на нефтепродукты до 85-90%, говорит руководитель международной налоговой практики для нефтегазового сектора Ernst & Young Алексей Кондрашов: «Она станет экономически неэффективной, а белорусским НПЗ просто станет тяжелее». По его мнению, выравнивать пошлины на светлые и темные нефтепродукты и в целом сокращать разницу с пошлиной на нефть нужно, но не так резко.

Постепенная унификация пошлин на нефтепродукты до уровня 60%, по расчетам Минфина, пополнит бюджет за три года на 50 млрд руб. Дополнительные расходы нефтяников будут выше, не согласен Борисов: около $2 млрд при ставке 60%. Но это оправданное увеличение нагрузки, считает он: мера стимулирует модернизацию НПЗ и сокращение производства мазута (его доля в российской корзине нефтепродуктов — 28%, в США — примерно 5%).

Сокращение разницы между пошлинами на нефть и нефтепродукты приведет к снижению неэффективного производства нефтепродуктов на экспорт, росту вывоза нефти, облагаемого по более высокой ставке, и увеличению бюджетных поступлений, считает Кондрашов. Тогда, по его словам, государство сможет понизить ставку пошлины на нефть, на первых порах хотя бы на 5 процентных пунктов до 60%, а это должно простимулировать инвестиции в добычу. Но в ответ может вырасти цена нефти внутри страны, а значит, положение НПЗ ухудшится, предупреждает Борисов, к тому же не все ВИНКи (вертикально-интегрированные компании) одинаково выгадают от снижения пошлины на нефть.

Заявляя о важных решениях, которые не согласованы, чиновники ставят себя в неловкое положение, замечает партнер ФБК Игорь Николаев: складывается впечатление, что межведомственное согласование и серьезное обсуждение практически отсутствуют. Бизнесу в такой ситуации планировать какую-то деятельность крайне сложно, констатирует он.