МИД России: Ким Чен Ир функционирует, хотя и не очень исправно

Пересказ американского дипломата рассказа российского посла по особым поручениям Григория Логвинова о результатах визита Сергея Лаврова в Северную Корею.
AFP

Дата: 2009-04-29 13:30:00

Источник: Посольство в Москве

Классификация: Конфиденциально

C O N F I D E N T I A L SECTION 01 OF 03 MOSCOW 001108 

SIPDIS 

EO 12958 DECL: 04/29/2019 

TAGS PREL, RU, UNSC, KNNP, KN

Тема: Российский представитель на шестисторонних переговорах по Северной Корее призывает к спокойствию

Гриф секретности определил: консультант советника посольства по политическим вопросам Элис Дж. Уэллс.

Основание: 1.4 (b, d)

1. (C) Сводная информация. В обстановке эскалации угроз со стороны Пхеньяна в ответ на действия Совета Безопасности ООН в связи с запуском ракеты 5 апреля российский посол по особым поручениям, член делегации на шестисторонних переговорах Григорий Логвинов во время заседания 28 апреля призывал США и других партнеров по шестисторонним переговорам сохранять спокойствие. Сообщив, что визит министра иностранных дел Лаврова в Северную Корею был трудным, так как в ходе его выявилось отсутствие какой-либо гибкости в позиции КНДР, он также сказал, что в Пхеньяне все притаились в связи с кризисом политической преемственности, стремясь в то же время использовать возможный пересмотр решения о выключении реактора в исследовательском центре в Йонбене в качестве козырной карты для того, чтобы добиться дальнейших уступок на шестисторонних переговорах. Пожаловавшись на то, что никто не предложил хороших идей, направленных на то, чтобы вывести Северную Корею из ее состояния политической конфронтации, Логвинов обратился с просьбой о дополнительных консультациях с США, в частности, в тот период времени, который может потребовать Пхеньян, чтобы восстановить свою программу переработки плутония. С точки зрения Логвинова, партнеры по шестисторонним переговорам должны использовать этот промежуток времени для тихой дипломатии и попытаться убедить Северную Корею вернуться за стол переговоров, хотя вполне возможно, что придется подождать, пока закончится кризис политической преемственности, прежде чем удастся увидеть смягчение позиции Северной Кореи. Конец сводной информации.

Трудная поездка

2. (C) На встрече 28 апреля посол по особым поручениям Григорий Логвинов охарактеризовал поездку министра иностранных дел Лаврова 23-24 апреля в Пхеньян, как «трудную». Логвинов передал, что руководство Северной Кореи «было сильно раздражено» и категорически заявило Лаврову, что было принято решение возобновить ядерную программу, никогда больше не участвовать в шестисторонних переговорах снова и не доверять чему-либо, кроме принципа ядерного сдерживания в качестве гарантии своей безопасности. В отличие от визита 2004 г. Лавров не добился встречи с Ким Чен Иром. Логвинов предположил, что причиной может быть как плохое состояние здоровья Ким Чен Ира, так и недовольство Северной Кореи поддержкой правительства России заявления СБ ООН и санкций.

3. (C) Сообщив, что министр иностранных дел Лавров будет направлять личные письма своим коллегам по шестисторонним переговорам по поводу своей поездки, Логвинов призвал США проявить терпение и не слишком остро реагировать на последние события. По его мнению, жесткая позиция Пхеньяна была либо тактическим ходом на переговорах, либо указанием на то, что переход власти близок, но в любом случае она не является последним словом по вопросу денуклеаризации. Обращаясь непосредственно к Японии, Логвинов предупредил, что, если какие-либо страны будут настаивать на дополнительных действиях со стороны СБ ООН, это лишь спровоцировует КНДР на дальнейшую конфронтацию и принесет результат, обратный желаемому.

Переждать кризис смены власти

4. (C) Продолжая тему близящегося перехода власти, Логвинов предположил, что Пхеньян показывает особую неуступчивость потому, что хочет продемонстрировать свою силу в конфликте с внешним миром и замаскировать борьбу за власть, происходящую внутри страны. Вспоминая политическую нестабильность во времена смертей Сталина и Мао, он отметил, что Москва понимает происходящее в Северной Корее в связи с преемственностью власти, сказав «мы видели подобное раньше». Отмечая, что Ким Чен Ир, похоже, функционирует, хотя и не очень исправно, Логвинов предположил, что до тех пор, пока «Любимый руководитель» технически жив, он может оставаться лицом харизматического лидерства. Другие, будь то сын или зять, могут обладать реальной властью, стоя за кулисами. Если же Ким Чен Ир умрет, то эти люди должны будут выйти из тени и установить свою собственную власть, и в этом случае ситуация может стать нестабильной. По словам Логвинова, правительство России не имеет четкого представления о том, какую роль северокорейские военные смогут сыграть в период кризиса преемственности власти, и также не знает, как оценивать усиливающееся прославление военных в официальной прессе. Логвинов предположил, что договоренность о коллективном лидерстве может обеспечить наибольшую стабильность в случае развития кризиса преемственности власти по такому сценарию.

5. (C) Согласно личной точке зрения Логвинова, ничто, по всей вероятности, не может побудить Северную Корею отказаться от своего нынешнего курса и вернуться за стол переговоров, пока не закончился кризис преемственности власти. Единственное, чем пока могут заняться партнеры по шестисторонним переговорам, подчеркнул он, – подождать, пока власть сменится, в то же время предостерегая Пхеньян от дальнейших нарушений. Ранее поставленные цели по завершению протокола проверки подлинности и завершению Фазы II в кратчайшие сроки в настоящее время являются недостижимыми.

Или ждать, когда КНДР запустит реактор в Йонбене

6. (C) Логвинов не исключил возможности того, что Северная Корея в попытке «продать» свой ядерный потенциал в третий раз будет стремиться к переговорам и после запуска ядерных объектов в Йонбене. Правительство России надеется, что объявленное Пхеньяном намерение возобновить переработку плутония было уловкой на переговорах, а не реальным решением о возобновлении ядерной программы. С точки зрения Логвинова, тяжелое экономическое положение КНДР отражается и на военных программах, несмотря на непропорционально большую долю ресурсов, выделяемых на эти программы. Насмешливо охактеризовав запущенную Северной Кореей ракету как «кусок мусора, который чудесным образом полетел», он поинтересовался, есть ли у Пхеньяна действительно возможности возобновить переработку плутония, учитывая полуразрушенное состояние Йонбена. Ссылаясь на оценки Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которое предполагает, что Северной Корее потребуется от трех до шести месяцев для того, чтобы вернуть в рабочее состояние реактор в Йонбене, Логвинов попросил о консультации со специалистами из США по более точной оценке сроков, с тем чтобы партнеры по шестисторонним переговорам использовали этот промежуточный период для тихой дипломатии, чтобы убедить Пхеньян отойти от состояния конфронтации.

7. (С) В случае если Северная Корея решит вернуться на переговоры после запуска реактора, Логвинову видится несколько возможных будущих осложнений. Во-первых, Пхеньян, скорее всего, запросит более высокую цену за возобновление шестисторонних переговоров, которая, по его мнению, может включать ядерный реактор на легкой воде, отстранение Японии от переговоров в качестве наказания за роль Токио в принятии решений СБ ООН. Даже вывод американских войск из Южной Кореи и роспуск альянсов США в Северо-Восточной Азии могут попасть в число условий КНДР. Во-вторых, партнеры по шестисторонним переговорам не должны поддаваться подобному шантажу, особенно в связи с требованиями, привязанными к новой остановке реактора в Йонбене, и будет необходимо потребовать от КНДР обязательства начать процесс с того места, на котором он был прерван. В-третьих, запуск реактора будет явным нарушением резолюции 1718 Совета Безопасности. Следует ли Совету Безопасности принимать ответные меры — очень сложный вопрос, так как это может предоставить Северной Корее основания для дальнейших враждебных действий. И наконец, прямое нарушение Северной Кореей принципов Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) подрывает усилия по укреплению режима глобального нераспространения, в то время как международное сообщество готовится к конференции по ДНЯО в следующем году.

Никто не знает, что делать

8. (C) С точки зрения Логвинова, никто из партнеров по шестисторонним переговорам в настоящее время не имеет идей, которые помогли бы продвижению вперед. Он поделился информацией о том, что в ходе только что завершившегося визита министра иностранных дел Китая Ян Цзечи 26-27 апреля в Москву российская и китайская стороны обсудили Северную Корею в целом без выдвижения конкретных предложений. Лавров и Ян Цзечи подтвердили свою общую позицию о необходимости терпения и сдержанности и согласились с тем, что шестисторонние переговоры должны продолжаться. Кроме того, МИД подготовил информационные материалы о Северной Корее к визиту премьер-министра Путина 11 мая в Японию, но они не содержали «ничего особенного». Одной из предпосылок для возобновления переговоров, полагает Логвинов, была бы готовность шести сторон немедленно выполнить обязательства экономической помощи Фазы II.

9. (C) Логвинов подчеркнул важное значение, которое МИД придает консультациям с США по Северной Корее, и в этой связи выразил признательность за телефонный звонок посла Сен Кима на прошлой неделе, который помог ему обеспечить лучшую информационную подготовку к визиту министра иностранных дел Лаврова в Пхеньян. Приветствуя возможность визита специального посланника Босуорта в Москву на следующей неделе, он попросил, чтобы США подготовили свои предложения или мнения о следующих шагах. «Мы поделились нашими взглядами в Сеуле. Теперь мы готовы выслушать позицию наших американских друзей», - заявил он, ссылаясь на предварительную встречу 7 марта посла Босуорта и заместителя министра иностранных дел Бородавкина в Южной Корее. Он также выразил мнение, что представителям шести сторон удастся убедить Северную Корею вернуться за стол переговоров, США не следует настаивать на завершении протокола проверки подлинности, так как это было бы несвоевременным, учитывая изменившиеся обстоятельства.

Байерли