Стратеги для Путина: новая концепция 2020

Премьер Владимир Путин решил, что России нужна другая экономическая модель. «Модель роста, учитывающая современные реалии» - так он прокомментировал очередную затею. Все страны пишут посткризисные стратегии, и нам тоже такая нужна, отрезал Путин.

И не важно, что у правительства уже есть "Концепция долгосрочного социального-развития страны до 2020 г.". Целых 85 страниц. По-простому называемая "Стратегией 2020". Занявшая у работавших над ней ученых, чиновников и экспертов более двух лет упорного труда. Просто она пришла в негодность еще до того, как министры начали сверять с ней свои планы и действия. Путин подписал эту концепцию в ноябре 2008 г., когда уже работал антикризисный штаб, все рушилось, бизнесмены стояли в очереди за господдержкой, а концепция провозглашала формирование нового образа будущей России как ведущей мировой державы.

В "Стратегии 2020" много высокопарных фраз, которые сейчас кажутся если не смешными, то уж точно наивными. Например, что в России «достигнута высокая степень открытости российской экономики», «экономика защищена от внешних шоковых воздействий» и «экономический рост приобрел устойчивый характер». Целевой ориентир той программы не менее пафосный — в 2015-2020 г. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности). Подписание такого документа в разгар кризиса - насмешка над бюрократической системой: пока писали пафосный труд о будущем, не заметили больших неприятностей в реальной жизни.

Руководствоваться таким документом, очевидно, нельзя — не увязаны цели, к которым стремится страна и ресурсы, которыми обладает. Но новая концепция не должна повторить прошлые ошибки. Видимо, для этого к созданию программного документа правительство привлечет не только российских чиновников, ученых, бизнесменов и аналитиков, но и признанных зарубежных экспертов. У них будет год, чтобы выработать новую экономическую модель. Только вот как бы бюрократическая машина не пошутила над стратегами еще раз: пока чиновники будут делать работу над ошибками, реальная жизнь преподнесет новые сюрпризы. Тем более, не понятно — что значит смена экономической модели. Что вообще меняем? Какая сейчас в России модель?