Медведев перевел разговор о коррупции на правовой язык

Президент рассказал Bloomberg TV о своем видении путей борьбы с коррупцией, перспективах развития экономики, политики и судебной системы.
AP/ РИА Новости

В среду в преддверии выступления на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в швейцарском Давосе президент Дмитрий Медведев дал интервью американскому деловому телеканалу Bloomberg TV, в котором рассказал о своем видении путей борьбы с коррупцией, перспективах развития экономики, политики и судебной системы в России (цитаты по тексту, размещенному на сайте Кремля).

Коррупция

Глава государства признал, что коррупция "проникла во все эшелоны российской власти", отметив, что её масштабы серьезно выросли после перехода к рыночной экономике и новой политической системе. При этом он призвал рассуждать о ней "на правовом языке". "Кто-то знает о ком-то, что он коррупционер. Знаете, можно так рассуждать практически о любом губернаторе, и не только в Российской Федерации", - заявил Медведев журналисту, поинтересовавшемуся, почему российские правоохранительные органы не обращают внимание на высокопоставленных государственных деятелей, о которых все знают, что они коррумпированы.

"Но мы не можем рассуждать таким образом: «Коррупция тотальна, поэтому можно хватать кого угодно, тащить к следователю и заставлять, чтобы он давал показания». Нужно поступать иначе. Если у граждан или у правоохранительных органов есть достоверная информация в отношении конкретных людей, эта информация должна получать ход", - заявил глава государства, добавив, что ситуация с коррупцией "тяжёлая, но она не безысходная".

Вопрос журналиста о том, что показательный процесс над высокопоставленным чиновником мог бы стать сигналом, что коррупция нетерпима, Медведев оставил без прямого ответа.

Суд

Обсуждение судебной системы России проходило на основе кейса экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. Медведев отметил, что готов ответить на вопрос о влиянии этого дела на инвестиционный климат более подробно, потому что он действительно "представляет определённый интерес для всех". Во-первых, он сообщил, что за налоговые преступления только в прошлом году в России "сели в тюрьму" несколько тысяч частных предпринимателей и сотрудников крупных коммерческих структур. Во-вторых, глава государства заявил, что президент не должен рассуждать об отдельных «кейсах» только потому, что это есть вмешательство в судебную систему. В-третьих, Медведев напомнил, что приговор в отношении Ходорковского еще не вступил в законную силу. В-четвертых, он отметил, что разговоры о несовершенстве судебной системы, а также попытки давления на него "носят абсолютно деструктивный эффект".

"Они заставляют думать всех остальных, что в России настолько несовершенная судебная и правовая система, что можно сказать президенту, ещё кому-то: «Вы поменяйте приговор по делу Ходорковского, кого-то другого, и тогда мы убедимся в том, что ваша правовая система не безнадёжна, а хоть как-то работает». Но это неприемлемо. Я могу Вам сказать откровенно, я на эту тему разговаривал даже с некоторыми своими коллегами, естественно, в кулуарах, коллегами, которые занимают высокое положение. И сказал им простую вещь: «До тех пор, пока ты мне тайно будешь об этом говорить, это будет означать, что у нас плохо работает правовая система». Президент не должен в это вмешиваться, дайте развиваться судебной и правовой системе самостоятельно, иначе будут проблемы", - сказал Медведев.

"Инвесторы должны думать не о конкретном деле, не о конкретном «кейсе», а об общей ситуации. Общая ситуация мне тоже не нравится <...> Инвестиционный климат в нашей стране плохой, и это следствие целого ряда причин, и не только каких-то конкретных уголовных дел. <...> Всё-таки, на мой взгляд, иностранных инвесторов должно волновать не одно дело. Тем более мы понимаем, что, когда речь идёт о крупном бизнесмене, ему проще возбудить общественные волны. У него есть деньги, и мы знаем, как они используются", - добавил он, когда журналист вернулся в делу Ходорковского в конце интервью.

Экономика

Разговор об экономике начался с вопроса о том, чего не хватает России, чтобы стать современной страной. "Не хватает <...> элементарных вещей. Не хватает инфраструктуры, не хватает инфраструктуры для ведения бизнеса, не хватает законодательства, которое правильным образом регулирует этот бизнес, не хватает правопонимания у чиновников и не хватает развитой деятельности судебной системы. Если всё это будет, а также если не будет коррупции, тогда это будет означать, что Россия готова к тому, чтобы быстро продвигаться по пути модернизации", - ответил Медведев.

При этом глава государства заявил, что российские компании делают "определённые шаги" в направлении создания глобальных брендов, подобных iPad и iPhone, чем вызвал недоверчивый смех журналиста. "Наши крупные компании сейчас пытаются создать российские сотовые телефоны. Я, честно скажу, не знаю, какой прототип будет взят за основу, но кое-что мне показывали. В конце концов, ничего сверхъестественного в этом нет. Вопрос скорее в другом – будет ли он популярен, потому что изобретать деревянный велосипед смысла нет, даже создать второй айпэд – это бессмысленно", - сказал Медведев. "Я пока не видел ничего из того, что работало бы. Это правда. Но это не значит, что не нужно изобретать. Нужно пытаться создавать свои модели", - добавил он.

Коснувшись по просьбе журналиста вопроса корпоративного управления, Медведев заявил, что обойти можно любое законодательство, в том числе американское и английское: "Вопрос в том, есть ли эффективный контроль за тем, кто как применяет соответствующие нормы".  "Бизнес всегда стремится к тому, чтобы избежать наиболее жёстких норм, но кто-то это делает цивилизованно, а кто-то это делает нахрапом и по-хамски. К сожалению, ситуация в нашей стране с соблюдением законодательства заключается именно в том, что наши бизнесмены зачастую пытаются договориться и с государственными чиновниками, с государственными служащими, и между собой о том, чтобы обойти наше законодательство, которое, кстати, я не считаю отсталым", - пояснил он.

"Но, извините, это вопрос не только самого законодательства, это вопрос правовой культуры и эффективности контроля за его соблюдением, деятельности антимонопольных структур. А здесь нам похвастаться пока нечем. И если говорить об антимонопольных законах, антимонопольных органах, то у нас пока их не очень сильно боятся <...> Здесь есть чем заниматься, здесь есть над чем работать", - сказал Медведев.

В заключение экономической части интервью Медведев выразил надежду, что в ближайшие пять лет российская экономика будет расти на 8–10% в год, как некоторые партнеры по БРИК, для чего понадобиться "действительно модернизировать" экономическую систему.

Политика

Разговор о политике начался с попытки Медведева разуверить журналиста в том, что в России нет политической оппозиции. "Вопрос в том, насколько она мощная <...> в последнее время у нас существует довольно мощная одна политическая сила, которая в настоящий момент контролирует ситуацию в парламенте. В этом есть, наверное, минусы, но в этом есть и определённые плюсы <...> Но это не значит, что «Единая Россия» или какая-то другая партия должна получить мандат на управление на всё время", - заявил он.

На традиционный вопрос об участии в президентской компании 2012 г. Медведев дал традиционный ответ: "Посмотрю на то, как будут развиваться события". "Если я посчитаю правильным для страны, для политической системы и прежде всего для граждан нашего государства участвовать в выборах, я в них буду участвовать. Если я посчитаю иначе, я об этом открыто скажу. И скажу, что, на мой взгляд, лучше будет для нашего общества и государства", - пояснил он.

На вопрос о том, какой пост займет Путин в случае избрания Медведева на второй срок, глава государства отвечать отказался: "Это будет зависеть от целого ряда причин, от целого ряда обстоятельств – в том, что касается меня. Я сейчас не буду говорить про Путина, ладно? Потому что это отдельный человек, он мой товарищ, но я не буду за него ничего говорить".

В заключение Медведев заверил, что российские власти обеспечат "высокий уровень безопасности" в ходе предстоящего чемпионата мира по футболу и Олимпийских игр. "Это будет задача для всего общества и, конечно, для правоохранительных органов и спецслужб. И мы сделаем это максимально эффективно", - пообещал глава государства.