Правительство меняет закон о доступе иностранцев в стратегические отрасли

Им больше не потребуется согласовывать покупку крупной доли в российском банке.
М.Стулов

Сегодня президиум правительства обсудит поправки в закон о доступе иностранных предпринимателей в стратегические отрасли российской экономики, сообщает пресс-служба Белого дома. Закон вступил в силу в 2009 г.: чтобы купить долю в компаниях, работающих в одной из 40 стратегических отраслей, инвесторы должны получить одобрение правительственной комиссии во главе с премьером Владимиром Путиным.

В ближайшие месяцы процедура будет упрощена, обещал еще в ноябре 2010 г. немецким инвесторам Путин.

Из списка стратегических предлагается исключить деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний IV группы патогенности и эксплуатацей радиационных источников 4-й категории, сказано в материалах к сегодняшнему заседанию. В документах отмечается, что с такими бактериями работают сыродельные и молочные комбинаты, а подобные радиационные источники используют производители рентгеновских аппаратов, приборов для досмотра багажа и т.п.

Не потребуется иностранцу согласовывать и покупку крупной доли в российском банке. Предлагается исключить деятельность банков в области криптографии из стратегических видов деятельности, сказано в материалах. Однако на госбанки норма распространяться не будет

Наконец, не нужно будет согласовывать с правительством сделку (например, допэмиссию), в результате которой доля иностранца не меняется.

Поправки разумные, они защищают права инвесторов, которые вложились или собираются вложиться в российский бизнес, не имеющий отношения к обороноспособности государства, но из-за «широких» норм закона подпадающий под ограничения, говорит директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Денис Спирин.

Однако по более актуальной проблеме - нужно ли согласовывать стратегические сделки, когда чисто российский покупатель косвенно аффилирован с иностранной компанией, - поправки ясности не дают, констатирует Спирин. А нужны срочные разъяснения и придание им обратной силы, в противном случае ничтожными могут быть признаны стратегические сделки большинства российских компаний, ведь у них есть иностранные "дочки", предупреждает он.