Рейтинг России ждет старческое угасание

Растущие госрасходы на пенсионную систему могут привести к потере Россией инвестиционного рейтинга, предупреждает S&P. Но если удастся сбалансировать бюджет к 2016 г., то следующие три десятка лет рейтинг не опустится ниже А

К 2015 г. суверенный рейтинг России может быть повышен с нынешних ВВВ до А, не исключает S&P. А вот дальше может и упасть до спекулятивного.

Россия – одна из быстро стареющих стран: к 2050 г. ее население сократится до 116 млн человек, или на 0,4% ежегодно, а соотношение людей старше 65 лет и людей трудоспособного возраста вырастет с текущих 18 до 39%, посчитали аналитики S&P. Расходы «на старость» удвоятся – до 25,5% ВВП, а чистый госдолг достигнет фантастических 585% ВВП. Есть и другой вариант – сбалансированный бюджет к 2016 г. Тогда правительство становится чистым должником только в 2040 г. (15% ВВП, в 2050 г. – 124%). Несмотря на улучшение пенсионной системы, России требуется больше реформ для устойчивости госфинансов, заключают аналитики.

Рейтинг может быть повышен до А в 2015 г. в обоих вариантах и при сбалансированном бюджете остается на этом уровне до 2050 г. А в базовом варианте снижается до спекулятивного уровня в 2035 г.: чистый госдолг достигает 221% ВВП (в 2010 г. активы правительства превышали его долг на 4% ВВП), процентные платежи – почти 10% ВВП (в 2010 г. – 0,6%), соцрасходы – 20% ВВП (в 2010 г. – 13%).

Подобные же проблемы предстоят большинству из 47 исследуемых S&P стран: к 2050 г. соцрасходы в странах Европы в среднем вырастут с 16 до 26% ВВП, в странах с переходной экономикой – с 11 до 17%, в БРИК – с 8,7 до 16,3%.

Это гипотетический сценарий, а не прогноз о неизбежном массовом падении рейтингов, оговариваются аналитики: вряд ли правительства позволят госдолгу выйти из-под контроля. Сценарий призван показать масштаб предстоящих проблем и необходимость дальнейшего затягивания поясов.

Негативного сценария можно избежать: создание рабочих мест принесет дополнительные доходы, пенсионная реформа, повышение пенсионного возраста смягчят нагрузку на бюджет, перечисляет Александр Морозов из HSBC. Ближайшая перспектива гораздо интереснее, указывает он: рейтинг А – это серьезный прорыв, дающий возможность снижения стоимости займов и доступа к более консервативным структурам, например средствам пенсионных фондов. Сейчас разница спрэдов между бумагами суверенных эмитентов с рейтингом ВВВ и рейтингом А – в среднем 100 б. п., между А и АА – 50–70 б. п., посчитал Александр Апокин из ЦМАКП: «Хороший рейтинг существенно снижает текущие платежи». Но при одном и том же значении рейтинга бывают разрывы до 100 б. п. в зависимости от фискальных и макроэкономических показателей, сравнивает он.

Если у Ирландии до сих пор рейтинг уровня А, получить А для России только к 2015 г. не совсем справедливо, указывает Юлия Цепляева из BNP Paribas. Массовое же снижение рейтингов не имеет значения: просто сдвинется общая шкала «и А станет новым ААА». Дефицита бюджета при цене нефти в $100 и росте ВВП на 5% не будет уже в этом году, продолжает она. «А дожить до госдолга в почти 600% ВВП просто невозможно – и развалимся раньше, и пенсии отменят», – иронизирует Цепляева.