Россияне ощутили резкий рост цен и готовы протестовать

Социологи зафиксировали ухудшение оценки гражданами своего материального положения и рост протестных настроений в России.
Д.Гришкин

Динамика протестных настроений в представлении россиян (ФОМ)

Как россияне оценивают рост цен на различные товары и услуги в течение последнего месяца-двух? (ВЦИОМ)

Социологи зафиксировали ухудшение оценки гражданами своего материального положения и рост протестных настроений в России.

На улицы готов выйти каждый второй

В феврале каждый второй россиянин (49%) испытывал недовольство и готов был участвовать в акциях протеста, тогда как двумя месяцами ранее таковых было всего треть (32%), утверждают социологи из ФОМ. Они опросили 19–20 февраля 3000 респондентов в 204 населенных пунктов 64 субъектов РФ.

Довольных и не готовых протестовать стало меньше - их доля снизилась с 61% в декабре 2010 г. до 45% в феврале 2011 г. (см. график).

Россияне полагают, что протестными настроениями охвачены 56% сограждан. При этом почти каждый четвертый опрошенный лично готов выйти на площадь. На вопрос "Если в ближайшее воскресенье там, где вы живете, пройдут митинги, демонстрации, акции протеста, то примете или не примете в них участие?" положительно ответили 24% респондентов. В декабре 2010 г., по опросу ФОМ, на митинг были готовы идти всего 16%, а в январе 2011 г. - 18% опрошенных.

Цены растут: вера в улучшение материального положения тает

По опросу ФОМ, за месяц число россиян, оценивающих свое материальное положение как плохое, выросло с 28 до 34%. В то же время число оптимистов, ожидающих улучшения материального положения в 2011 г., снизилось с 26 до 17%. Лишь 18% россиян в феврале могли похвастать наличием сбережений (20% - в январе), причем почти треть из них констатировали снижение накоплений.

Специалисты Фонда общественного мнения утверждают, что 96% россиян в конце февраля почувствовали повышение цен на основные продукты, товары и услуги, тогда как в декабре на рост цен сетовали 86% респондентов. В феврале 86% россиян не сомневаются, что рост цен продолжится.

По данным ВЦИОМ, опросившего 19-20 февраля 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, 80% россиян оценивают инфляцию как очень высокую (см. таблицу). При этом наиболее ощутимым считают подорожание услуг ЖКХ: его отмечают 81% россиян. "Февральские оценки инфляции - одни из самых негативных за весь период наблюдений", - отмечают аналитики ВЦИОМ. На таком же критическом уровне, по мнению респондентов, темпы роста цен были в июне - июле 2008 г. (78-81%).

Рост цен сопоставим с периодом начала кризиса

По оценкам большинства россиян, цены на товары, которые они обычно покупают, увеличились в среднем на 15-25% (так считают 60%). Рост цен как минимум вдвое и выше фиксируют 13%. Еще 16% говорят о 5-10%-ном увеличении стоимости привычных товаров. О снижении или стабильности цен не говорит никто.

Сильнее всего, по ощущениям потребителей, выросли тарифы ЖКХ - об этом говорит 81% опрошенных. Также респонденты отмечают рост цен и на овощи, фрукты и мясо и мясные продукты (68 и 64%). Более половины россиян фиксируют серьезное увеличение стоимости молока и молочных продуктов (57%) и бензина (56%). Последний, правда, оказался в феврале единственным товаром, на который отмечается незначительное снижение цен (об этом говорят 2%). Медленнее остальных товаров дорожает, по мнению опрошенных, хлеб: 43% отмечают незначительный рост цен.

В целом февральские оценки россиянами темпов роста цен по большинству позиций хуже, чем в 2009 и 2010 гг., и близки к ощущениям накануне кризиса в ноябре 2008 г. Исключение - овощи, фрукты и коммунальные тарифы: они согласно результатам опроса выросли беспрецедентно (91 и 95% соответственно).

По данным Росстата, с начала года инфляция составила 3,1% (к 21 февраля) по сравнению с 2,4% за аналогичный период 2010 г. Официальные лица в последнее время не раз выражали убежденность в реалистичности цели по инфляции в 2011 г. в 6-7%.

Наиболее благополучной ситуация с ростом цен казалась респондентам летом 2007 г. - тогда относительное большинство опрошенных сообщали, что привычные им товары не подорожали или же подорожали не более чем на 5-10% (43%). Выше всего доля критических оценок, указывающих на 50% рост цен и выше, была в октябре 2007 г. (32%).