Ситуация на японской АЭС «Фукусима-1» далека от стабилизации

Ситуация на японской АЭС «Фукусима-1» изменилась к худшему после еще нескольких инцидентов и пока далека от стабилизации. Операторы японских станций не сделали должных выводов из прошлых землетрясений, считают эксперты

Вчера утром на втором реакторе аварийной АЭС «Фукусима-1» в Японии произошел взрыв скопившегося водорода (в субботу и в ночь на понедельник подобные взрывы произошли на первом и третьем блоках). Несколько часов спустя, по сообщению эксплуатирующей АЭС компании TEPCO, из-за взрыва водорода произошел пожар в помещении бассейна для охлаждения отработавших топливных элементов четвертого блока, который был остановлен еще до землетрясения в пятницу. Пожар привел к выбросу радиоактивных веществ. У третьего блока АЭС, по заявлению генсека правительства Японии Юкио Эдано, уровень радиации кратковременно достиг 400 миллизивертов в час, но затем резко упал. Доза в 1–2 зиверта в час может привести к лучевой болезни, естественный фон составляет 0,05–0,2 микрозиверта в час, предельно безопасная доза для человека составляет в России 50 миллизивертов в год.

Персонал компании и военные, не занятые непосредственно в ликвидации аварии, эвакуированы с площадки АЭС, сообщила TEPCO. Судя по всему, уровень радиации на площадке во вторник превысил максимально допустимый для персонала в случае аварии, считает источник в «Росатоме», это ставит вопрос о необходимости ротации персонала, как в Чернобыле.

Уровень радиации поднялся даже в Токио – до 0,809 микрозиверта в час (вчетверо выше естественного фона). Премьер Наото Кан призвал население в 30-километровой зоне вокруг АЭС не покидать домов (из 20-километровой зоны эвакуировано 185 000 человек), а также выразил недовольство работой TEPCO, заявив, что узнал о самом первом взрыве из телевизора. Кан сказал, что если все сотрудники компании не будут работать с максимальной отдачей над ликвидацией аварии, то компания исчезнет.

Фактор землетрясения и цунами неоспорим, но понятно, что оператор станции проигнорировал мощное землетрясение в Японии в 1995 г. и цунами в Тихом океане в 2004 г., после которых должен был обеспечить защиту не только самого реактора, который от ударов волн и подземных толчков не пострадал, но и расхолаживающей системы АЭС, которая получила повреждения, говорит Булат Нигматулин из Института проблем естественных монополий. Действия специалистов станции можно считать запоздалыми, так как в последние дни ситуация ухудшилась. Ситуация в целом показывает, что атомной отраслью должен руководить специалист, а меры защиты АЭС в опасных зонах надо усиливать.

Даже в самом худшем из возможных сценариев российскому Дальнему Востоку опасное радиоактивное заражение не грозит, заявил вчера премьеру России Владимиру Путину директор «Росатома» Сергей Кириенко. Премьер поручил Кириенко в месячный срок провести оценку планов строительства АЭС в России. Будут заново пересмотрены с учетом событий в Японии концептуальные подходы к обеспечению безопасности АЭС, говорит источник в «Росатоме», сам курс на развитие атомной энергетики остается неизменным.