Политика
Бесплатный
Наталья Костенко
Статья опубликована в № 2811 от 16.03.2011 под заголовком: Спорт миллионов

Олимпийский комитет России создал копилку для спонсорских денег

Как стало известно «Ведомостям», при ОКР создана некоммерческая организация для сбора и перераспределения средств от компаний, спонсирующих спортивные федерации и Олимпиаду-2014. Им обещана дополнительная реклама, но спонсоры пока не подтверждают, что готовы на новые траты

Олимпийский комитет России (ОКР) принял в понедельник решение создать Автономное некоммерческое объединение (АНО) «Спорт высших достижений», рассказали два участника совещания в ОКР. Такая организационная форма выбрана, так как предполагается, что кроме Олимпийского и Паралимпийского комитетов России, а также оргкомитета «Сочи-2014» в нем примет участие Министерство спорта и туризма, которое не может принимать участие в коммерческих структурах. В течение месяца будет сформирован наблюдательный и исполнительный органы объединения.

Кто возглавит АНО, пока непонятно, скорее всего, вице-президент ОКР Ахмед Билалов, с недавних пор – член комитета Международного олимпийского комитета по маркетингу, считает один из собеседников «Ведомостей».

Действительно, есть идея создания при ОКР специальной организации, которая профессионально займется спортивным маркетингом, что позволит привести дополнительное финансирование в спорт высших достижений, знает сотрудник аппарата правительства.

По словам сотрудника аппарата ОКР, у новой организации две задачи. Первая – привлечь не менее $500 млн спонсорской помощи для обеспечения качественной подготовки сборной России к зимним Олимпийским играм в Сочи. Именно в такую сумму оценивают возможности рынка в ОКР, объяснил собеседник «Ведомостей». Вторая – организовать более активное привлечение спонсоров на все чемпионаты, проходящие в России, а также зарабатывать деньги на раскручивании чемпионов; для этого среди победителей будут проводить отбор по ряду критериев: узнаваемость, внешние данные, успешность.

«Сейчас компании напрямую заключают договоры с федерациями, которые проводят спортивные мероприятия. Бизнесмены покупают право называться главным спонсором фактически за бусы, хотя и качество рекламных услуг они получают соответствующее», – возмущается Билалов. По его словам, новое АНО должно улучшить качество спортивного маркетингового продукта: «Компании, желающие финансировать спорт, хотят иметь дело не с одной федерацией или спортсменом, а с различными – и мы дадим им такую возможность».

Паралимпийский комитет вчера поддержал идею, так как кроме «Мегафона» вообще мало кто обращает внимание на спортсменов-инвалидов, хотя их вклад в формирование положительного имиджа России за рубежом не меньше, чем вклад олимпийцев; мы надеемся, теперь он будет оценен по достоинству, говорит спортсмен-паралимпиец Михаил Терентьев.

Нынешние вложения крупных бизнесменов в спорт – это, по сути, не спонсорство, а меценатство, причем в административно-командном виде, согласен чиновник правительства. «Спонсорские пакеты федерации отдают за три копейки, так как есть трудности с правами на спортсменов и на крупные соревнования», – сетует он. Нужно создать прозрачную систему спонсорства спорта высших достижений, для этого новая организация и будет работать, говорит собеседник «Ведомостей».

По словам сотрудника аппарата правительства, АНО будет разрабатывать маркетинговые планы и программы, заключать рекламные договоры, улаживать проблемы с использованием интеллектуальной собственности, получать согласие на использование изображений и имен спортсменов, участвовать в организации спортивных соревнований и других программ ОКР, Паралимпийского комитета и федераций.

Идея улучшения маркетинга спорта высших достижений начала обсуждаться с администрацией президента после провала российской сборной на Олимпиаде в Ванкувере, стратегическая цель – прийти к американской модели работы ОКР, когда государство на подготовку олимпийской сборной почти ничего не тратит, говорит чиновник администрации президента.

Общая копилка нужна для более справедливого и рационального распределения средств, считает спортивный эксперт, бывший руководитель пресс-службы ОКР Геннадий Швец: в одних видах спорта (футбол, хоккей) денег очень много, а другие, некоммерческие, которые дают много медалей на Олимпиаде – в отличие от тех же футбола и хоккея, – на голодном пайке. К ним относятся, например, фехтование (9 медалей), академическая гребля (14 медалей) или тяжелая атлетика (14 медалей). Есть Фонд поддержки олимпийцев, но его средств (около $30 млн в год) явно недостаточно.

Призом для спонсоров в перспективе должны стать законодательно оформленные льготы и преференции, пока же это благосклонность властей и опосредованный рекламный эффект: такое сотрудничество со спортом не сразу, но срабатывает, как видно из истории успеха той же Coca-Cola. Непрозрачных схем и воровства в спорте, как и во всей экономике, хватает, продолжает Швец, но проводящий эту реформу Билалов – человек честолюбивый и весьма состоятельный, есть надежда, что новая схема будет прозрачнее.

По словам члена ОКР, первый круг потенциальных спортивных меценатов определен – это российские компании, ставшие официальными партнерами оргкомитета «Сочи-2014» и получившие статус национального спонсора (см. врез на стр. 01). Переговоры с ними уже начались, говорит он.

В оргкомитете «Сочи-2014», Bosco и «Фольксваген груп рус» вчера не стали комментировать решение исполкома ОКР, сославшись на то, что пока еще не располагают полной информацией. Представитель «Мегафона» сказал, что знает о новом проекте ОКР, но комментировать его отказался – как и представитель «Ростелекома» (партнер Федерации фигурного катания).

Скорее всего, цель Олимпийского комитета – привлечь дополнительное финансирование для олимпийских сборных, но прямое финансирование не в практике олимпийских спонсоров: Сбербанк предоставляет финансовые услуги, «Аэрофлот» – логистические, «Ростелеком» и «Мегафон» – телекоммуникационные, недоумевает источник, близкий к одному из партнеров оргкомитета.

Сотрудничество с «Сочи-2014» и так обходится дороже, чем ожидалось, пожаловался сотрудник другого партнера российской Олимпиады: «Постоянно возникает вопрос, что мы должны за что-то доплачивать, например, как оказалось, использование в наших маркетинговых целях талисманов Игр нужно оплачивать отдельно». Так что новая статья расходов компанию не обрадует, заключает собеседник «Ведомостей».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать