Президентский совет хочет модифицировать пенсионную систему

Президентский экспертный совет предложил модифицировать пенсионную систему, исходя из различий в потребностях пенсионеров разного возраста: «молодым» пенсионерам нужны деньги, «пожилым» – лекарства и лечение

У пенсионной системы сбиты ориентиры: она нацелена на формальные показатели, а не на людей. Усредненный коэффициент замещения (соотношение средней пенсии и зарплаты) сейчас 36,6%, хотя в действительности – от 5 до 120%, говорит руководитель ЦСР и президентского экспертного совета Михаил Дмитриев. Результат погони за «средней температурой по больнице» – уравниловка (пенсия не зависит ни от стажа, ни от заработка) и 1–1,5% ВВП потерь собираемости взносов. А средняя пенсия все равно снижается – до 28% к 2030 г. «Мы бы хотели настроить систему на потребности людей», – рассказал он на Гайдаровской конференции.

Для этого нужно решить вопрос наследования пенсионных накоплений, расширить инструментарий их инвестирования и гарантировать их сохранность, создав специальный фонд с участием государства. При быстрой выплате накоплений – за 10 лет – они составят 30–50% пенсии «молодого» пенсионера, а сама пенсия – до 60% индивидуальной (не средней) зарплаты, посчитали эксперты. Затем, для людей от 70–73 лет, государство, гарантируя выплаты не менее 2–3 прожиточных минимумов пенсионера, частично заменяет пенсию социальной и медпомощью в 100 000 руб. в год. Главная проблема не в том, что пенсия низкая, а в том, что ее никогда не хватит, если человек серьезно заболел, поясняет Дмитриев. Трата накоплений в первые годы позволит максимизировать потребление «молодым», а «пожилым» гарантируются более важные для них лечение и уход. Можно выбрать и пожизненную выплату накоплений, но тогда их нельзя наследовать и пенсия будет меньше.

Реализовать конструкцию можно, даже снизив ставку взноса в ПФР с 26 до 22%, посчитал Дмитриев, за счет фиксации трансферта из бюджета в ПФР в 2,5% ВВП (в 2011 г. – 2,7% ВВП) до 2050 г. (без изменений системы трансферт к 2050 г. снижается до 1% ВВП). Источники финансирования – доходы от приватизации(0,2–0,5% ВВП; в 2010 г. – 0,07%) и фонд нацблагосостояния.

Доклад вполне может стать рабочим документом, оценил директор департамента Минэкономразвития Максим Карагодин. Из-за старения населения нагрузка на бюджеты вырастет во всем мире, проблему решают многие страны, отмечает Климентий Кельманзон из Независимого института социальных инноваций: страхование ухода за пожилыми есть в странах Северной Европы, Германии, Австрии, Японии, Корее, США. Идея правильная, но нужно просчитать и риски, говорит главный экономист Сбербанка и соруководитель группы «Реформа пенсионной системы» по стратегии-2020 Ксения Юдаева: «Можем получить еще одного гигантского пожирателя бюджета». При двузначной инфляции любая пенсионная система – эрзац-система, заметил президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров.

Официальный ориентир пенсионной системы – международно признанный коэффициент замещения (40%) и ликвидация дефицита ПФР, напомнил директор департамента ПФР Аркадий Соловьев: деление на молодых и старых, когда каждая третья пенсия назначается по инвалидности и потере кормильца, не сработает. Увеличение медуслуг тоже «не укладывается в голове», признался он: половина выплат из ПФР и так не связана с пенсиями. Минздравсоцразвития не считает необходимым обнародовать свою позицию по предложениям экспертного совета, не обсудив их с другими экспертами и не сделав расчеты, сообщила пресс-служба. Однако, говорится в сообщении, дискриминация пенсионеров в зависимости от возраста или чего-то еще недопустима: все застрахованные имеют равные права, а пенсия и соцпомощь – это различные виды соцобеспечения.